Место встречи расширять пора?

По мере роста числа последователей ислама в Казахстане возникают вопросы о необходимости строительства новых мечетей. Все чаще новости о традиционных мусульманских празднованиях сопровождаются замечаниями о том, сколько желающих не поместилось в Храм Божий. Многие эксперты видят спасение в строительстве новых мечетей, но расходятся в выборе территории для священных сооружений

Место встречи расширять пора?

На сегодня в Казахстане насчитывается более 11 млн мусульман, что составляет около 70 % всего населения. Согласно  данным Духовного Управления Мусульман Казахстана (ДУМК), официально зарегистрировано 2369 мечетей. Теперь в нашей стране мечетей больше, чем в ряде постсоветских стран с приемущественно мусульманским населением - в Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане и Туркменистане.

Как говорится в работе Сании Еделбай, профессора КазНУ им. Аль-Фараби, опубликованной в журнале International Journal of Business and Social Science, за последние два десятилетия резко увеличилось число учреждений, распространяющих ислам, - мечетей, медресе, мусульманских школ и ВУЗов.

Все чаще в глаза бросается та пропасть, которая отделяет сегодняшнее положение и советское прошлое, когда, как напоминает профессор, было всего 67 мечетей.

“Все больше молодежи и людей среднего возраста обращаются к религии. Множество религиозных школ и институтов были построены на деньги из-за рубежа”, - отмечает г-жа Еделбай.

Несмотря на это, во время таких праздников, как Курбан-айт, а также при пятничных намазах около мечетей собирается значительное количество верующих, желающих попасть внутрь молельного дома, но зачастую вынужденных обращаться к Богу прямо на улице.

Большая вера

Как показало исследование, проведенное два года назад Институтом политических решений (ИПР), для большинства казахстанцев поход в храм Божий не является главным критерием религиозности. Согласно результатам опроса, больше половины респондентов считают, что основным признаком религиозности является соблюдение человеческих морально-этических норм (56,5%), 16,7% респондентов считают, что главное для них -  придерживаться правил святых писаний, и лишь 11,3%  отмечают, что основным критерием религиозности для них является посещение мечетей, церквей, храмов. Тем не менее - поход в мечеть остается важным событием для многих мусульман, пусть даже только в дни мусульманских праздников.

В одном из номеров “Эксперта Казахстан”(№46(387)) уже поднималась тема радикализации ислама, в связи с террористическими актами в Таразе и Атырау. Тогда Рустам Бурнашев, директор по аналитике ИПР, рассказал, что основной субъектной группой радикальных исламистов является молодежь. Это “говорит о необходимости целенаправленной работы как с группами в возрасте от 20 до 30 лет, так и с теми, которые в ближайшее время ее пополнят – это лица в возрасте 16-19 лет”, - сказал тогда г-н Бурнашев. В этом смысле доступность большего числа мечетей может способствовать тому, что молодежь станет обращаться к традиционному исламу.

Вместе с тем в презентованном на днях докладе Центра Анализа Общественных Проблем под названием “Внутренняя миграция молодежи в Казахстане на примере  Алматы” автор исследования Меруерт Махмутова отметила низкий уровень межличностных отношений: только 21% респондентов посчитали, что другим людям можно доверять. При этом больше всего приезжие доверяют представителям мечетей и церквей, что вызвало удивление у г-жи Махмутовой, которая считает, что культовые учреждения не оправдывают возложенных надежд иммигрантов, отметив нежелание духовенства кооперироваться с молодежью.

Поэтому доступность таких мест имеет важное символическое значение для верующих. Как заявил богослов Владимир Семенко в одном из российских СМИ, “количество культовых сооружений, необходимых для отправления соответствующих культов, должно быть пропорционально количеству приверженцев этой религии”.

В тесноте и в обиде

В полуторамиллионном Алматы насчитывается 33 мечети. Однако видно, что здания распределены неравномерно по всему городу: 14 культовых сооружений находятся в Алатауском и Медеуском районах, в то время как, например, в центральном Алмалинском районе открыта только одна мечеть “Тастак” вместимостью около 100 человек. Как заметил Нурмухаммад Иминов, наиб-имам Центральной мечети Алматы,  в онлайн-конфереции на форуме “Центр тяжести”: “В Айнабулаке… проживает большое количество мусульман. Ближайшие мечети к Айнабулаку - это Карасу с одной стороны, с другой стороны - это мечеть на пересечении Белинского - Тесленко, расстояние между ними 3 - 4 км”.

Первую группу составляют крупные мечети, способные вместить от 2 тыс до 3,5 тыс человек:  “Калкаман-2”, “Мырзахмет”, “Музаммиль”, “Кок-Тобе”, Центральная соборная мечеть. Кроме этого, существует большое количество менее крупных сооружений, где могут поместиться от 80 до 300 человек, - такие, как “Наби”, “Тастак”, “Орбита” и “Аксай”.

Опрос представителей мечетей, проведенный  “Экспертом Казахстан”, показал что проблемы во время праздников с вместимостью мечетей существуют, и это общая проблема для культовых сооружений в Казахстане. Так, возле мечети “Мырзахмет”, в которой и так два этажа, собираются построить еще одну мечеть, потому что зачастую многим приходится читать намаз во дворе. В “Наби” также подтвердили нехватку мест, из-за чего многие посетители молятся под навесом на улице.

На радость большинству

Али Райфулы, исламовед, исполняющий обязанности профессора Казахско-египетского университета “Нур”, сказал нашему изданию, что  мечетей много никогда не будет, тем более - в государстве, где мусульмане составляют большинство населения. Поэтому строительство мечетей он воспринимает положительно. “Возведение молитвенных домов принесет радость верующим - тем более, что все больше молодых людей обращаются в ислам”, - пояснил Али Рауфулы. Но выносить центральную мечеть за черту города неразумно, так как она должна находиться в сердце города.

Что касается столпотворения возле мечетей во время пятничных намазов и в день празднования Курбан-айта, то Али Рауфулы отмечает, что толпы на улицах во время празднеств – это ситуация, с которой сталкиваются и в других странах, в  том числе и в мусульманских. Поэтому государству нужно перенять международный опыт и строить мечети и в городах, и за их пределами, считает наш собеседник.

Болезненные молитвы

Мурат Телибеков, председатель Союза Мусульман Казахстана, говорит, что нужно исходить из потребностей людей. Если смотреть на существующее положение дел, то широко известны проблемы, связанные с тем, что в праздничные дни мечети не вмещают всех желающих. “Из-за этого многим приходится молиться прямо на улице, что приводит к болезням”, - замечает г-н Телибеков.

Представитель духовенства уверен, что нужно идти навстречу верующим, но при этом такие инициативы должны быть в пределах здравого смысла. “Были случаи, когда по прихоти каких-то людей строились и по две мечети в одном районе”, - рассказывает глава Союза Мусульман Казахстана.

Предупреждая это

Роман Подопригора, юрист, специалист в области административного права и государственно-конфессиональных отношений, не считает проблему столпотворения в мечетях особенной. Например, пробки на заправках или около торговых центров тоже мешают многим горожанам в Алматы. Кроме того, колокольный звон православных соборов, равно как и призыв к молитве с минаретов, может беспокоить местных жителей. “Всем должно быть комфортно, но важно также находить компромисс в подобных вопросах”, - считает эксперт.

В ситуации с мечетями - г-н Подопригора уверен, что вынос их за город не решит вопрос, и он не видит причины поступать так категорично. Юрист считает, что сложности должны быть изначально учтены еще на этапе строительства.

“Для этого существует такое понятие, как “зонирование территорий”, которое берет в расчет все возможные проблемы различных сооружений, в том числе и мечетей”, - заключает г-н Подопригора.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики