Реквием по мечте

Трагедия в Жанаозене не отпускает миллионы казахстанцев. Но, как оказалась, она важна не только в самой стране, где произошли эти события, она теребит души и по ту сторону океана. Молодой американский композитор Дэвид Фалмер в своем музыкальном творчестве отображает один из самых тяжелых периодов современной истории Казахстана

Реквием по мечте

Дэвид Фалмер, американский композитор, живущий в Нью-Йорке, написал реквием по жертвам трагедии в Жанаозене и Шетпе, произошедшей больше года назад в Казахстане. Впервые он был исполнен 10 февраля в Лос-Анджелесе известным американским соло-виолончелистом Джеем Кэмпбеллом.  Автор запланировал исполнение реквиема в ряде городов США, в том числе Вермонте, Нью-Йорке. Композиция названа «Звезда Севера», и ее главная цель - не политизировать произошедшее, а сделать так,   чтобы общая боль начала постепенно отступать.

Реквием длится семь с половиной минут, в ходе которых слушатель остается наедине со своими размышлениями, переоценивает случившееся, понимает, что каждый бастовавший нефтяник стал заложником то ли своих иллюзий и несбыточных мечтаний, то ли чьей-то продуманной манипуляции, то ли провокации или просто безумства государственной машины. Чего было больше в этой трагедии – чьего-то политического расчета или тотальной глупости силовиков? Может, кто-то умело руководил искренне верящими в справедливость и необходимость восстановления своих прав людьми? Это остается непонятным и, видимо, станет исторической загадкой.

Все, что минутно, все, что бренно… 

Искусство Фалмера не ставит своей целью доказать правоту того или мнения, он лишь призывает спустя год после Жанаозена не забывать об иллюзорности мира, быстротечности бытия и что никакие политические и экономические причины не могут быть оправданием бессмысленной потери человеческой жизни.

«Одно музыкальное произведение, один архитектурный дизайн, звуковой дизайн, может проникать сквозь культуры и религии, и национальности. Всё это - религия, этническая принадлежность и так далее - является вспомогательным, вторичным, когда вы думаете о том, что мы есть, что мы делаем вместе и почему мы здесь. Вот тут-то и начинается мое творческое участие в этом композиционном процессе», - говорит Фалмер, объясняя свое стремление запечатлеть в музыке боль родных и близких погибших во время тех событий.

Боль чужих сердец

Реквием также будет представлен в рамках фестиваля школы Йеллоу Барн, членом программы артистического мастерства которой является Кэмпбелл. Фестиваль пройдет с 23 февраля по 1 марта 2013 года. Исполнение  намечено и в Центре скульптур «Нашер» в Далласе.

Дэвид Фалмер – всемирно известный музыкант, лауреат Гран-при международного конкурса Эдварда Грига,  имеет докторскую степень в Джульярдской школе и работает  в Колумбийском университете. Участвовал как исполнитель в легендарном концерте по случаю юбилея знаменитого американского композитора Джона Кейджа, собравшем цвет мировой классической музыки.

События в Жанаозене впервые будут отражены не только в хрониках журналистов и комментариях экспертов, теперь они - часть творческой боли нашего молодого современника из США. Он переосмысливает то, о чем до сих пор говорят и вспоминают, что поделило ход времени и разделило событийный ряд в стране на «до» и «после».  Умерших не вернуть, они так и останутся мечтателями, надеявшимися своей социальной и политической активностью изменить свою жизнь к лучшему. Но реквием по их несбывшимся мечтам звучит. Как дань памяти тем, кто так и не был услышан и понят.   

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики