Знакомьтесь - "Эксперт"

Журнал, который дружит со своими читателями - и любит знать про них больше, чем сами они знают о себе

Знакомьтесь - "Эксперт"

Все последние годы социологические замеры аудитории российских СМИ неукоснительно показывают, что читатели "Эксперта" - самая стойкая, самая верная из всех аудиторий деловых изданий России. У нас меньше всего случайной публики - людей, просматривающих номер журнала раз в два-три месяца. Большинство наших читателей остаются с нами из года в год, не пропуская ни единого номера. Поэтому мы, редакция "Эксперта", чувствуем себя окруженными большой компанией испытанных друзей. Каждый из нас, начиная писать очередную статью или даже крохотную заметку, чувствует, что обращается к людям давно знакомым. Как на глазах у давних знакомых работать спустя рукава? Никак невозможно.

Хороший ли журнал "Эксперт"? Тут возможны разные мнения - даже среди нас, людей, его выпускающих. Случись вам побывать на наших еженедельных редколлегиях, послушать, как остро и пристрастно критикуется только что выпущенный номер, вы бы отчетливо увидели, что мы еще очень многое хотим в нашем журнале менять, совершенствовать, модернизировать.

Так что погодите назвать "Эксперт" хорошим журналом - можете услышать массу возражений. Если хотите сказать о нас что-нибудь бесспорное, прямо говорите: "Эксперт" - журнал лучший. Потому что на этот счет, вроде бы, у деловых людей сложился консенсус. Скажем, совсем недавно, в июле этого года, Ассоциация менеджеров России опросила своих членов - и опубликовала "рейтинг качества деловых печатных СМИ". Так вот, наш журнал не только победил в своей категории, среди еженедельников, но и возглавил все четыре объединенных рейтинга, оказавшись на первом месте и по известности бренда, и по авторитету издания, и по доверию к изданию (по этому критерию мы победили с особенно большим отрывом), и по глубине анализа.

Объяснением и столь лестной оценки нашего труда, и стойкости нашей аудитории может служить, пожалуй, стойкость группы, которая делает журнал. Стойкость в обоих смыслах слова - и верность раз и навсегда избранным принципам - и кадровая устойчивость.

Сегодня мы начинаем выпускать журнал в новой для нас аудитории - для читателей Казахстана. Мы надеемся, что и с ними мы подружимся так же, как с читателями российскими. Сами мы постараемся как можно больше узнать о нашей новой аудитории, собственно на это и будет нацелена повседневная работа журнала "Эксперт-Казахстан". Видимо, имеет смысл и нам представиться будущим читателям.

Группа людей, которая сейчас издает "Эксперт", - точнее говоря, основа этой группы - собралась более десяти лет назад в стенах Издательского дома "Коммерсант". Те, кто не следил в последние советские и первые постсоветские годы за газетно-журнальным рынком России, даже представить себе не могут, какую важную роль в развитии этого рынка сыграл тогда "Коммерсант" Владимира Яковлева. Достаточно сказать, что в течение довольно многих лет все назначения главных редакторов журналов и газет в Москве происходили из круга коммерсантовских журналистов (теперь чаще - из круга экспертовских журналистов). Яковлев начал издавать ежедневную газету "Коммерсант-Dayly" - и почти одновременно стало выходить еженедельное аналитическое издание "Коммерсант-Weekly". Вот его-то и делала наша группа.

Почти все основные сотрудники тогдашнего "Weekly" и нынешнего "Эксперта" - из мира науки. У всех нас за плечами некоторый опыт научной работы, что позволяет работать с информацией так, чтобы из нее получались гарантированно разумные и более или менее нетривиальные выводы. К тому же часть наших основных сотрудников пусть понемногу, но успела повариться и в живом бизнесе - так что отрыв от реальности нам не очень грозил.

И еще очень важная черта наших основных авторов: не будучи, повторю, профессиональными журналистами, мы позволили себе роскошь, канонами современной журналистики (точнее говоря, ее упрощенными прописями, на которые принято ссылаться) напрочь запрещенную: мы позволили себе иметь собственные мысли и собственные убеждения - и не менять их в зависимости от текущей конъюнктуры.

Нет, сугубо журналистскую работу мы, конечно, тоже делали - по всем существенным вопросам искали, находили и сообщали читателям разные, но равно компетентные точки зрения. Вокруг нашего журнала вскоре сложилось плотное кольцо специалистов (экспертов, если хотите), лучших в своих отраслях. С нами сотрудничают - и как авторы, и как комментаторы событий -наиболее динамичные предприниматели, лучшие аналитики, самые активные политики. Но и свою позицию - позицию людей, возлагающих главные надежды на живое творчество раскрепощенных предпринимателей; людей, которым равно дороги и Родина, и свобода, - мы никогда не оставляли в тени.

Наша работа еще в "Коммерсанте" имела успех, мы быстро проскочили период еженедельной газеты - и выпустили первый в России полноцветный еженедельный журнал "Коммерсант". Авторитет нашего журнала рос, рентабельность была такой, что вспоминать страшно. Словом, все было замечательно. Но тут мы немного разошлись с владельцем ИД "Коммерсант" Владимиром Яковлевым во мнениях о том, как нам дальше развиваться. И тогда мы сделали странный жест: мы встали с очень хорошо насиженных стульев и ушли.

Редакция "Коммерсант-Weekly" ушла практически полностью: на местах остались один или два сотрудника. Мы ушли буквально на улицу, у нас не было ни рубля денег, ни метра помещений, ни стула, ни компьютера. У нас ничего не было. Тем не менее мы поставили рекорд, достойный книги Гиннесса: выпустили пилотный номер нового журнала "Эксперт" ровно через две недели после того, как в свет вышел последний номер "Коммерсанта", сделанный и подписанный нами. Это случилось 11 июля 1995 года - и вот с тех пор каждую неделю с небольшими перерывами на рождественские и пасхальные каникулы журнал "Эксперт" выходит в свет.

Каковы принципы, которыми журнал "Эксперт" руководствуется в своей работе? С одной стороны, мы классический еженедельный журнал. В соответствии с классическим пониманием разделения труда, ежедневная газета должна сообщать информацию, а еженедельный журнал должен помогать в ней разбираться. Мы так и делаем - пытаемся иногда более, иногда чуть менее удачно успевать объяснить нашим читателям события, которые произошли в поле истекающей недели. (В этом собственно и есть отличие между работой аналитического журналиста и ученого. Ученый должен понять и объяснить некие явления - тогда, когда он сумеет это сделать. Аналитический журналист должен понять и объяснить происходящее явление ровно к моменту сдачи материалов в печать. Это немножко другое ремесло, как мы все поняли, приходя из науки в журналистику. Но это тоже вполне достижимая задача.)

Итак, мы, как всякий толковый еженедельник, пытаемся вычленять из потока новостей основные, отслеживать главные, на наш взгляд, тенденции - и успевать к моменту сдачи номера объяснить нашим друзьям-читателям, что в стране и вокруг страны произошло за последние дни. Но мы уже довольно давно поняли, что в эти классические рамки не помещаемся. Дело в том, что мы с самого начала присутствовали - и очень неравнодушно присутствовали - при рождении новой страны. Мы из недели в неделю отслеживали появление новых законов, возникновение новых компаний, возникновение целых отраслей и рынков. И мы практически сразу поняли, что не способны отслеживать бурный процесс возрождения большой страны "объективно" и отстраненно, как, якобы, положено настоящим журналистам. К тому же, как я уже говорил, мы имели несчастие обо всем происходящем иметь собственное мнение. Вот мы и не смогли воздержаться от того, чтобы ввязаться в процесс в качестве еще одного действующего лица. Мы стали давать советы - причем чуть ли не всем сторонам.

Ну, одной-то стороне мы советовать просто-таки были обязаны. Ведь российский бизнес у нас на глазах возникал и постигал - в невероятном темпе, но не без столь же невероятных ошибок - сначала азы, а затем все более изощренные тонкости этого внезапно открывшегося мира - предпринимательства. Наш, делового журнала, прямой долг был в том, чтобы помочь становлению бизнеса. А потому мы очень давно начали и до сих пор ведем линию очень вежливых, очень ненавязчивых советов бизнесменам. Мы первыми осознали, что помимо общемировой науки менеджмента существует здешняя, российская наука менеджмента, которая складывается не только и не столько из переводных учебников, сколько из живой практики. Мы начали публикацию статей о менеджменте современной России - дельные советы, излагаемые реальными людьми, постигшими их пользу на собственном непростом опыте. Из этих статей составилась книга "Семь нот менеджмента". Она выдержала множество изданий и уже лет семь не покидает списка бестселлеров деловой литературы. Мы и теперь чуть ли не в каждом номере даем статью в рубрике "Мастер-класс", где мастера тех или иных отраслей менеджмента рассказывают как и что надо делать.

Но мы позволяем себе давать советы и гораздо шире - и гораздо выше. Началось это еще в 1995 году, когда мы опубликовали большой цикл статей под общим названием "Очередные задачи без советской власти" (восемь лет назад какая-то часть читателей еще ухитрялась заметить, что это название - перифраза ленинского). В нем мы изложили наш взгляд на необходимость поворота в экономической политике России - рассказали, как на наш взгляд, надо бы действовать, чтобы возможно быстрее преодолеть кризис в российской экономике и начать устойчивый и надежный рост.

Так с тех пор и идет. Мы даем советы депутатам - какие законы надо принимать, властям - как надо управлять (в том числе, даже и депутатами). Иные из наших советов воплощаются в жизнь; какова в этом именно наша заслуга (или, если вам эти советы не по сердцу, - вина), каждый может решить сам.

Важно подчеркнуть: мы делаем это не потому, что так уж любим видеть свои мысли напечатанными на отличной финской бумаге. Мы пытаемся в своих номерах четко и последовательно отстаивать интересы становящегося класса, среднего класса - поскольку именно с возникновением и возмужанием среднего класса связываем главные надежды на расцвет новой России. Пока, к сожалению, в российской политической системе не сложились в достаточной мере институты, которые достойно представляли бы интересы столь важного для страны среднего класса. Партий у него своих, почитай, нет, общественных институтов - нет... "Эксперт" защищает итересы "средних русских" даже тогда, когда ими самими никакая точка зрения внятно не проартикулирована.

Многие из наших коллег и конкурентов считают даже, что вообще средний класс в России придуман журналом "Эксперт". До того, как мы взялись за это дело, максимум, на что были способны социологи, - это вести бесконечные споры о том, есть ли в России средний класс. Но тут мы на свои скромные журналистские доходы взялись проводить собственные социологические исследования, и очень быстро выяснилось, что средний класс не просто есть, а что он находится в периоде бурного и, я бы сказал, жесткого роста, что он вполне конкретен в своих предпочтениях и что с ним можно и нужно работать. Теперь, пожалуй, мало осталось такого, чего мы не успели узнать о русском среднем классе. И знания наши, похоже, достоверны (во всяком случае, многое множество рекламных кампаний, ведущихся в последние годы в России, прямо базируется на экспертовских исследованиях).

Так что когда мы говорим, что стоим на стороне среднего класса, мы знаем, о чем говорим. Почитайте номер-другой - убедитесь.

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости