Безальтернативный путь

Сырьевая направленность казахстанской экономики делает ее зависимой от внешних факторов. Вместе с тем, в стране есть условия для инновационного развития экономики.

Безальтернативный путь

Последние три года в республике наблюдаются высокие темпы экономического роста - в 2001-2002 годах среднегодовой рост ВВП составил 11,5%. По текущим прогнозам, в 2003 году рост ВВП достигнет 9,5%.

При этом в экономике сильно выражена сырьевая направленность - доля инвестиций в основной капитал нефтегазовой отрасли возросла с 31% в 1991 году до 63% в 1998 году. В 1999 году поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось почти в полтора раза по сравнению с 1998 годом и составило 1799 млн. долларов США. При этом около 87% от их общего объема пришлось на долю нефтегазового сектора (1524 млн. долларов США).

В 1999 году при суммарном объеме экспорта около 6,6 млрд. долларов (29% от ВВП), более 60% составили невосполнимые сырьевые ресурсы, в том числе цветные и черные металлы - 23,9%, топливо и нефтепродукты - 35,4%, а также продукция неорганической химии - 6,4%.

В условиях интенсивной разработки Каспийского шельфа роль сырьевого сектора с каждым годом будет только усиливаться, что делает экономику еще более уязвимой.

Не имея возможности влиять на конъюнктуру мировых цен, правительство видит (во всяком случае, декларирует это) решение проблемы через индустриально-инновационное развитие экономики.

"Достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике", - так обозначена цель в принятой в мае этого года Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Еще в 1999 году правительством была одобрена Концепция развития инновационной деятельности в Казахстане, в том же году был создан Республиканский инновационный фонд при министерстве образования и науки. Уже в 2001 году утверждена Программа инновационного развития Республики Казахстан на 2001-2015 годы и принят закон "О науке". В 2002 году принят закон "Об инновационной деятельности".

Но только в 2003 году правительство перешло к конкретным шагам. В мае этого года указом президента утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 года. Сразу после этого были созданы институты развития - Национальный инновационный фонд, Инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, Центр маркетинговых и аналитических исследований, Центр инжиниринга и трансферта технологий. В эту же группу отнесли ранее созданный Банк развития Казахстана. Для капитализации институтов развития уже выделены финансовые ресурсы.

4 тысячи долларов на НИОКР в машиностроении

[inc pk='2429' service='media']

Министерство экономики и бюджетного планирования, являющееся основным разработчиком стратегии, провело исследование 199 отечественных предприятий в 15 отраслях промышленности по итогам 2002 года.

Исследование показывает наметившуюся тенденцию сокращения в 2001-2002 годах по сравнению с 1999-2000 годами удельного веса промышленности в ВВП страны, снижения уровня рентабельности промышленного производства и темпов роста обрабатывающей промышленности, а также сокращение производства инновационной продукции казахстанскими предприятиями.

В то же время, в исследовании говорится, что в промышленности все же проводится определенная работа по внедрению в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок.

К примеру, в 2000 году внедрено 107 новых технологических процессов, в 2001 году - 220, в 2002 году - уже 278. При этом увеличился удельный вес внедренных отечественных разработок в общем количестве внедренных технологических процессов с 77,7% в 2001 году до 83% в 2002 году. А в 2000 году на обследованных предприятиях внедрялись исключительно отечественные разработки.

Лидерами по числу внедренных разработок стали предприятия машиностроения и металлообработки - 167, пищевой промышленности - 33 и цветной металлургии - 24. В остальных же отраслях внедрения носили единичный характер или не осуществлялись вообще. Это касается таких сфер, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтепереработка, производство строительных материалов и легкая промышленность.

Подобная ситуация, как указывается в исследовании, наблюдается и в вопросе совершенствования технологических процессов. В целом отмечается увеличение числа усовершенствованных технологических процессов - с 184 в 2001 году до 238 в 2002 году. Лидирующими отраслями являются: машиностроение и металлообработка - 121 в 2001 году и 155 в 2002 году, пищевая промышленность - 27 в 2001 году и 28 в 2002, цветная металлургия - 7 в 2001 и 15 в 2002 году, легкая промышленность - 7 в 2001 и 13 в 2002 году.

Если перевести эти цифры в проценты, то рост выглядит существенным - в целом рост числа усовершенствованных технологических процессов в 2002 году составил 29,3% по сравнению с 2001, а в некоторых секторах - цветная металлургия и легкая промышленность - рост в два раза.

Однако, министерство приводит и другие данные. Так, в 2002 году затраты на приобретение отечественных и иностранных технологических разработок составили 728,8 млн. тенге, что составляет лишь 1,6% от затрат на приобретение оборудования и 0,4% от общего объема привлеченных инвестиций в основной капитал.

То же самое можно сказать и о затратах на проведение НИОКР, проектно-сметных работ и патентование. В 2002 году в целом по промышленности на эти мероприятия было направлено всего 15,5 млн.тенге, в том числе в электроэнергетике - 1,1 млн.тенге, машиностроении - 0,6 млн.тенге. Основная масса затрат производилась на предприятиях цветной металлургии - 13,2 млн. тенге, что отражает рост по сравнению с 2001 годом в 133%. На предприятиях остальных отраслей такая работа практически не проводилась.

В процентном выражении, согласно исследованию, вырос и удельный вес инновационной продукции на промышленных предприятиях с 18% в 2001 году до 22% в 2002 году. В 2002 году наибольшие объемы инновационной продукции производились на предприятиях черной и цветной металлургии - 39,9%, в электротехнической промышленности - 35,6%, в производстве ликероводочной продукции - 32%, в машиностроении и металлообработке - 21,2%, в горнодобывающей промышленности - 20%.

Но в исследовании говорится, что вышеуказанные цифры несколько завышены, поскольку в категорию инновационной респонденты внесли продукцию, которая по сути таковой не является.

На основе этих данных аналитики Национального инновационного фонда пришли к выводу, что инновационные меры, осуществляемые на уровне предприятий, имеют большей частью локальное значение и не предусматривают производство новой промышленной продукции и технологий, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Сохранение такой ситуации отрицательно скажется на экономике.

Гроши на науку

В стратегии подчеркивается, что основные фонды казахстанских предприятий приходят в упадок. В 2001 году степень износа составила в среднем 29,7%. Обновление основных фондов происходит главным образом в нефтегазовой сфере и в производстве металлов. В других отраслях степень износа оборудования в последние три года составила от 45 до 62%.

В программных документах указывается, что в отраслях промышленности Казахстана происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции. Экономика республики все в большей степени становится технологически зависимой от импортируемой техники и технологий, что чревато подрывом национальной безопасности страны.

За период с 1990 по 2000 годы объемы производства в секторах, определяющих уровень технологического развития экономики (машиностроение, электронная и электротехническая, оборонная, легкая, пищевая промышленность), снизились в 5-15 раз.

С 1991 по 1999 годы в Казахстане каждый второй специалист оставил научную работу, причем сокращение происходит в основном за счет специалистов НИИ и КБ отраслевой науки и научных подразделений на промышленных предприятиях.

Согласно статистическим данным, удельный вес научных и научно-инновационных услуг в структуре ВВП в 2000 году составил 0,9%, а доля наукоемких и высокотехнологичных производств - 0,1%. Объемы финансирования научной деятельности за последние годы составляют всего 0,2% от ВВП.

В то же время, как считает президент Национального инновационного фонда (НИФ) Арман Дунаев, условия для нового технологического развития экономики в стране уже фактически созданы.

По оценкам аналитиков фонда, к этим условиям относятся:
- достижение макроэкономической стабильности - умеренный рост инфляции, стабильный курс тенге по отношению к ведущим мировым валютам, исполнение госбюджета с профицитом;
- укрепление финансового рынка - последовательное сокращение ставки рефинансирования, рост объемов выданных кредитов, 60,2% из которых являются долгосрочными;
- благоприятный инвестиционный климат;
- активная государственная индустриально-инновационная политика.



Однако, существует и ряд трудностей.

[inc pk='2430' service='media']

"В стране по существу нет ни одного венчурного капиталиста, который бы занимался венчурной деятельностью", - указывает г-н Дунаев. Для примера, в Сингапуре их более 3 тысяч. В казахстанском законодательстве нет понятия венчурный фонд и венчурное финансирование, несмотря на то, что Закон "Об инновационной деятельности" в стране принят в прошлом году.

По словам Армана Дунаева, в Казахстане нет квалифицированных специалистов в сфере инноваций и нет опыта строительства национальной инновационной системы.

Инновации рождаются там, где есть открытая конкуренция, и, как подчеркивает г-н Дунаев, трудно сказать, что в Казахстане есть такая конкуренция. "Пока такой конкуренции нет, ожидать от инновационной политики большую отдачу не стоит", - заключает Дунаев.

Одним из вариантов решения этой проблемы он видит в том, чтобы крупные компании, работающие на казахстанском рынке, покупали услуги у маленьких частных компаний.

Приоритеты и проекты

Стратегия индустриально-инновационного развития охватывает практически все сферы экономики. Исходя из стратегии можно определить приоритеты развития инновационной деятельности Казахстана. В частности, планируется использовать фактор бурного развития ТЭКа, металлургии и аграрного сектора для развития и внедрения новых технологий в этих сферах.

В то же время, в качестве приоритетных направлений выделены: биотехнологии, космические технологии, ядерные технологии, создание новых материалов и химических продуктов. Указанные направления вписываются в концепцию развития крупных технопарков на базе оставшегося со времен Союза научного и военно-промышленного комплекса - Степногорск, Приозерск, Курчатов.

Указана в стратегии и необходимость введения в среднесрочной перспективе отдельного порядка налогообложения по корпоративному подоходному налогу и НДС для предприятий, реализующих продукцию собственного производства с высокой добавленной стоимостью. Есть и предложение законодательно определить уменьшение суммы исчисленного подоходного налога для СЭЗ в период освоения ими инновационных разработок и освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога.

Но как любая стратегия эта стратегия носит декларативный характер. Конкретные детали предполагается обозначить в соответствующих программах и отдельных стратегиях. Например, будет разработана специальная стратегия подготовки специалистов различных профессий для удовлетворения потребностей инновационного развития промышленности.

Тем не менее, хотя в течение 2003-2005 годы планируется только создание всей необходимой нормативно-правовой базы и проведение реформ в науки, некоторые министерства уже начали проводить конкурсы и отбирать проекты для возможного финансирования и создания новых производств. Обращает на себя внимание тот факт, что конкурсы эти пока проводятся в закрытом режиме и без участия частного сектора.

Но самое главное конкурсы показывают, что в стране имеются необходимые проекты. К примеру, КазгосИНТИ при министерстве образования и науки выпустил "Каталог перспективных инновационных разработок, рекомендуемых для внедрения", где представлено более 200 завершенных научно-технических разработок.

Впрочем, президент НИФ Арман Дунаев оценивает существующие проекты сдержанно. "Из тех проектов, что поступили в наш фонд, практически нет проектов в стадии стартапа. Нас забросали различными предложениями, большинство из которых - это разработки 10-15-летней давности, и большой вопрос, найдется ли для них инвестор", - говорит Дунаев.

Российский опыт показывает, что только 0,5% от общего числа проектов получают финансирование. "Думаю, что в Казахстане ситуация будет аналогичной", - полагает г-н Дунаев.

В то же время, из 14 работ допущенных к конкурсу на соискание Государственной премии в 2003 году половина - это разработки новых технологий в атомной, горно-добывающей, фармакологической и химической областях.

Правильно воспользоваться имеющимися условиями

Очевидно, что в условиях глобализации единственный путь для построения диверсифицированной и устойчивой экономики в Казахстане - это развитие наукоемких производств, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Макроэкономические условия для инновационного развития страны уже имеются. Осталось только правильно ими воспользоваться. В противном случае перекос в сторону экспорта природных ресурсов с каждым годом будет увеличиваться, и, как отмечается в стратегии, к 2015 году в структуре обрабатывающей промышленности объем наукоемких и высокотехнологичных производств будет составлять 0%.

В этом случае, нам останется полагаться исключительно на иностранные технологии и оборудование, которые не обязательно окахутся самыми передовыми.