Объединение на равных скоростях

Экономическое сообщество Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана должно ускорить темпы своего становления

Объединение на равных скоростях

В октябре 2003 года исполнилось три года Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС). Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан президентами Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана в Астане. В Договоре об учреждении ЕврАзЭС было специально отмечено, что новая международная организация принимает на себя реализацию целей и задач ранее подписанного договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве пяти государств, а также других договоров, ранее заключенных сторонами.

Всего три года

Безусловно, три года существования ЕврАзЭС - срок небольшой, особенно, если учитывать важность целей и сложность задач, которые были определены при создании Сообщества. В числе реальных результатов интеграционного взаимодействия наших стран можно назвать отмену таможенных пошлин при взаимной торговле, переход на принцип взимания косвенных налогов по "стране назначения", принятие ряда международных актов и документов, направленных на гармонизацию внешнеторгового, налогового, таможенного, валютного законодательства, а также ряд соглашений в сфере социальных отношений.

В целях обеспечения равных условий хозяйствующим субъектам и развития в Сообществе полноценной конкурентной среды утверждена Программа действий по созданию согласованной системы антимонопольного регулирования и защиты прав потребителей на 2001-2003 годы. Принимаются определенные меры по развитию рыночной инфраструктуры.

С вступлением в силу Соглашения о формировании Транспортного союза созданы реальные предпосылки для более эффективного использования транспортной инфрастуктуры стран Сообщества, обеспечения беспрепятственного передвижения транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов между государствами ЕврАзЭС и транзитом по их территории.

В соответствии с решениями Совета глав правительств признано необходимым выработать единую позицию Сторон на всех этапах проведения переговорного процесса при присоединении к ВТО.

С ноября 2000 года вступило в силу Соглашение между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией об упрощенном порядке приобретения гражданства. Сейчас к этому соглашению присоединяется Таджикистан.

Все это - логичные и достаточно простые шаги развития интеграционного сотрудничества. Однако для их осуществления потребовалась кропотливая работа по согласованию взаимовыгодных решений, подготовке и подписанию целого ряда соглашений и других регламентирующих документов.

Необходимо ускорение

Казалось бы, что в развитии ЕврАзЭС все идет последовательно и успешно. Однако темпы достижения поставленных целей Сообщества и решения отдельных задач многим казались чрезмерно замедленными. Да, Европейскому Союзу потребовалось почти полстолетия, чтобы достигнуть своего сегодняшнего положения как наиболее успешного регионального интеграционного объединения. Но сейчас процессы глобализации и региональной интеграции настолько ускорились, что история просто не дает нам таких сроков.

В октябре 2002 года председатель Межгосударственного совета ЕврАзЭС, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к президентам государств-членов Сообщества с посланием "О положении дел в Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению интеграционного сотрудничества". Отметив ряд положительных результатов в деятельности Сообщества, Н.Назарбаев акцентировал внимание на том, что ЕврАзЭС еще не в полной мере реализует свой высокий потенциал. Пока не удается решить все те задачи, ради которых было создано Сообщество. Главным в Послании были предложения по приоритетным направлениям деятельности ЕврАзЭС на среднесрочную перспективу, стратегическим направлениям и конкретным шагам по их реализации.

Основной смысл этих предложений заключался в том, что необходимо сконцентрировать внимание на более узком круге задач, решение которых должно позволить осуществить прорыв в решении ключевых задач: завершение формирования свободного рынка без изъятий и ограничений, таможенного союза и переход к решению проблемы создания Единого экономического пространства и валютного союза. Иными словами, в ближайшие 8-10 лет ЕврАзЭС должен подойти к созданию объединения, аналогичного сегодняшнему Евросоюзу.

После ряда взаимных консультаций стран-членов Сообщества Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы были рассмотрены и одобрены 27 апреля 2003 года на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств в Душанбе. Было дано поручение внести в Приоритетные направления дополнения и изменения, а также подготовить развернутые мероприятия по их реализации.

По своей сути и содержанию Послание и принятые на его основе Приоритетные направления развития ЕврАзЭС сделали 2003 год особым в пока еще короткой истории Сообщества. Сразу после апрельского саммита в Душанбе началась трудоемкая и кропотливая работа по наполнению ключевых приоритетов конкретным содержанием, определение этапов и мероприятий по решению отдельных задач. В интенсивном режиме работали эксперты сторон, советы по отдельным направлениям экономической и социальной политике, специально созданная Межправительственная рабочая группа на уровне заместителей руководителей экономических ведомств государств-членов Сообщества. О напряженности работе свидетельствует тот факт, что Интеграционный Комитет (ИК) ЕврАзЭС, который по действующему регламенту должен заседать один раз в квартал, проводил свои заседания ежемесячно.

В целом, в текущем году прошло 2 заседания Межгоссовета на уровне глав правительств, 7 заседаний ИК, 10 заседаний комиссии постоянных представителей. Рассмотрено более 200 вопросов интеграционного взаимодействия, подписано четыре международных договора, в том числе документы об экспортном контроле и сотрудничестве в области библиотечного дела.

Трудно идти в шаг

Большое количество проведенных заседаний органов ЕврАзЭС - это не только показатель интенсификации переговорных процессов. Это еще и свидетельство их высокой сложности. Разноуровневое и разноскоростное интеграционное продвижение в ЕврАзЭС не предусмотрено. С одной стороны, это несомненное преимущество по сравнению с другими интеграционными объединениями на постсоветском пространстве. С другой, это делает процесс достижения взаимовыгодных решений достаточно сложным. Иногда выгоды от предлагаемых решений для одних оборачиваются определенным ущербом для других. Зачастую приходится долго и кропотливо искать такие решения, которые могут обеспечить баланс интересов сторон, поскольку не всегда интересы стран-членов совпадают.

Проблемы усугубляются различиями в основополагающих законодательных актах стран-членов Сообщества, в структуре их экономик, направленности и глубине осуществляемых экономических реформ.

Тем не менее, сложная и кропотливая работа была в достаточно сжатые сроки завершена. 28 октября Межгосударственный Совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств одобрил Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы и Мероприятия по их реализации. Отметим, что даже на этом заседании, казалось бы уже полностью согласованные документы пришлось дополнительно тщательно рассматривать с учетом мнения, высказанного в начале заседания белорусской стороной.

В принятом документе еще раз подтверждается, что его реализация позволит ускорить формирование Единого экономического пространства с использованием новых перспективных форм и механизмов взаимодействия.

Ключевым в системе приоритетов и мер по их реализации станет завершение формирования в 2006 году таможенного союза. Как отмечается в документе: "Формирование таможенного союза является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики".

Это, как свидетельствует мировой опыт и теория интеграционных процессов, второй важный этап на пути к созданию Единого экономического пространства и высших форм интеграции - валютного и политического союзов. На сегодня в мире только ЕС дошел до четвертого интеграционного этапа, перейдя на единую валюту.

Особое внимание в Приоритетных направлениях уделено проведению согласованной экономической политики, формированию и совместному развитию энергетического рынка, Транспортного союза. Важное значение будет иметь развитие сотрудничества в агропромышленном секторе. В целом, взаимодействие в реальном секторе экономики рассматривается как основа интеграционного развития Сообщества.

Конкретные меры предусматриваются в развитии сотрудничества в социально-гуманитарной сфере.

Таким образом, завершающийся 2003 год действительно стал особым для ЕврАзЭС. Определены конкретные ориентиры и задачи перспективного развития Сообщества, четкие этапы достижения поставленных целей.

Программа из 160 пунктов

Но дальнейшее продвижение будет достаточно сложным. Мероприятия по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы включают более 160 конкретных пунктов. По предварительной оценке, в ходе их выполнения за три оставшиеся года предстоит подготовить и принять примерно 50 - 60 международных договоров и соглашений. Потребуется, наконец, политическая воля, чтобы преодолевать неизбежные проблемы и противоречия, выходить на взаимоприемлемые решения, максимально учитывающие интересы всех сторон.

Практическая работа по реализации Приоритетных направлений развития Сообщества на 2003-2006 годы уже началась. Она нацелена на осуществление ряда мероприятий, которые должны решить некоторые региональные и общие для всего Сообщества проблемы.

В октябре 2003 года в Алматы состоялось заседание Совета по социальной политике при ИК ЕврАзЭС. На нем были определены первоочередные шаги по формированию и реализации согласованной социальной политики, намечены ключевые документы, которые безотлагательно необходимо подготовить и принять. Важные решения были приняты в последние месяцы в направлении решения проблем рационального и эффективного использования водно-энергетических ресурсов, формирования общего энергетического рынка. На сегодня энергетические системы всех стран Центральной Азии уже работают в параллельном режиме с энергосистемами всех стран СНГ (кроме Армении) и Балтии. Решен вопрос транзита через территории Узбекистана и Казахстана в Россию электроэнергии, вырабатываемой на станциях в Таджикистане и Кыргызстане. Эти две страны не только получили дополнительные пути экспорта электроэнергии, создана возможность реализовывать ее избыток в летний период и увеличить подачу воды для орошения в вегетационный период, не ущемляя интересы энергетиков. По сути, эффект от этого будут получать все страны Сообщества.

В начале ноября на заседании Совета по энергетической политике в Душанбе принято решение об активизации работы по формированию водно-энергетического консорциума, присоединиться к которому предложено Узбекистану и Туркменистану. Сейчас ведутся работы по подготовке технико-экономического обоснования завершения строительства Сангтудинской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС-2 в Кыргызстане. Завершение строительства этих станций позволит не только получить дополнительные объемы дешевой электроэнергии, в том числе и для ее экспорта, но и частично решить проблему более эффективного использования водных ресурсов. Начаты работы по подготовке перспективного топливно-энергетического баланса ЕврАзЭС.

В последние месяцы достигнут существенный прогресс в формировании Транспортного союза стран-членов ЕврАзЭС, транспортных коридоров Сообщества, дополняющих соответствующие международные коридоры по направлениям Восток-Запад и Север-Юг.

В ноябре 2003 года в Алматы на заседании Совета командующих пограничными войсками стран-членов ЕврАзЭС был рассмотрен широкий круг вопросов, направленных на развитие сотрудничества по укреплению внешних границ Сообщества, приняты конкретные решения.

Важную роль в формировании Таможенного союза сыграет региональный семинар по вопросам эффективности таможенного контроля на основе оценки и управления рисками, проведенный 12-14 ноября этого года. В организации семинара и его работе приняли участие специалисты и эксперты Всемирного Банка, Азиатского банка развития, ЮСАИД, Секретариата ИК ЕврАзЭС, представители таможенных органов.

Целый ряд проектов важных для Сообщества и реализации приоритетных направлений его развития был рассмотрен на состоявшемся 10-11 декабря 2003 г. заседании Комиссии Постоянных представителей при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС. В их числе проекты соглашений о присоединении Таджикистана к договору об упрощенном порядке предоставления гражданства, о временной трудовой деятельности граждан государств ЕврАзЭС, об уплате таможенных платежей при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств Сообщества.

Интенсификации процессов развития сотрудничества, в первую очередь в реальном секторе экономики, будет содействовать согласованный проект Порядка разработки и реализации межгосударственных целевых программ.

В общем, 2003 год заложил хорошую основу для ускорения процессов интеграционного сотрудничества, достижения его реальных результатов наглядных и понятных не только политикам и специалистам, но и всем гражданам наших стран.