Исполнительный директор ОАО Baskin Robbins Almaty Жанат Сарибаев.

Исполнительный директор ОАО Baskin Robbins Almaty Жанат Сарибаев.

- Жанат, как родилась идея купить франшизу у Baskin Robbins?

- Честно говоря, учредители нашей компании вначале решили привозить в Алматы понравившееся им мороженое. Но оказалось, что в Baskin Robbins приобретение франшизы - обязательное условие для оптовых закупов продукции компании. Мы были вынуждены купить франшизу. Купили мы ее у московского мастер-франчайзи (франчайзи, купивший исключительное право продажи франшизы на определенной территории - авт.). Тогда мы даже не знали, что такое франшиза и не понимали, почему мы должны платить за воздух. Но в процессе переговоров мы поняли, что покупаем налаженную систему. Российские менеджеры, прошедшие стажировку в США, обучали наш персонал стандартам обслуживания.

- Они какие-то особенные?

- Нет, это принятые во всем мире нормы. Особенным является то, что эти нормы для персонала компании должны стать нормой жизни.

- Как осуществляется контроль за качеством продукции, сервиса?

- Мороженое производится на заводе, построенном американцами в Москве. Оттуда пробы каждой партии отправляются в головной офис. Представители российского мастер-франчайзи контролируют нас по качеству сервиса. Они проводят проверки без предупреждения. На исправление замеченных недостатков дается 30 дней. Если мы не примем соответствующих мер, нас лишат лицензии. Открытие каждой новой точки также согласовывается с москвичами.

- Оправдались ли маркетинговые исследования, проведенные перед началом бизнеса?

- Мы не проводили исследований. Мы просто решили, что мороженое Baskin Robbins должно появиться в Алматы. Сегодня у нас в городе уже 6 точек. Более того, наша компания стала мастером-франчайзи Baskin Robbins в Алматы. Как только наши права будут расширены и на другие города республики, мы начнем открывать торговые точки и там.

- Нет ли планов купить другие франшизы?

- Да, мы собираемся купить еще одну уже в наступающем году. Вообще, в нашей стране хорошая почва для развития франчайзи.

- А для франчайзеров?

- Не знаю. Пожалуй, казахстанские компании еще не успели выйти на такой уровень, чтобы продавать свои знания.

- Не кажется ли вам, что слишком активное приобретение франшиз может негативно сказаться на создании национальных брэндов? И у нас не будет отечественных франчайзеров?

- Наверное, это возможно, если не поддерживать национальные компании.