Eшь ананасы, рябчиков жуй

Рокабилли, отвечая своему потребительскому призванию, стал не только популярным дресс-кодом для корпоративов и частных вечеринок, но и удачным рекламным ходом для коммерческих мероприятий

Eшь ананасы, рябчиков жуй

В начале июня на Капчагае, в пансионате «Алтын Эмель», прошел первый мини-фестиваль рокабилли «Стиляги», занявший вечер одного дня. Официальным партнером мероприятия выступило московское пиво «Жигули барное», выпускавшееся в семидесятых всеми пивоваренными заводами Советского Союза и ныне возрожденное как коммерческий бренд с историей.

Стиль рокабилли в Алматы представила советско-российская группа «Мистер-Твистер». Со стороны Казахстана гостей поддержала кабаре-группа «Кино и немцы». Солистка группы Ева Бехер в качестве эпатажной шоувумен развлекала публику весь вечер. Фестиваль был задуман не только как выступление групп, но и как конкурс костюмов и причесок в стиле 60-х, а также лучших пар. Несмотря на невысокую цену билетов и активную рекламную кампанию в социальных сетях, в которую была включена и доставка до места, поклонников рокабилли оказалось не так уж и много. Зато их нехватку с лихвой восполнили журналисты. Возможно, уже опытная в выездных мероприятиях публика ожидала скачка цен на легендарное пиво в фестивальной­ зоне.

Все же, благодаря усилиям организаторов, одетые в духе американской мечты были. Они и приняли участие в конкурсе. Также нужно отметить уровень проведения мероприятия и усилия по созданию эстетического антуража события. Публика танцевала босиком на пляже (кое-кто в пышных юбках и платьях в горошек) зажигательный твист. За соответствие духу времени самым стильным «чувакам» и «чувихам» вручили призы.

До Лепса еще далеко

Организатор фестиваля Жанна Прашкевич величественно именовала рокабилли «легендарной субкультурой». Но какие-то обозначения или символы, кроме внешних атрибутов и манеры исполнения рок-н-ролла, в этом явлении разглядеть сложно. Скорее это созданный обществом производства и потребления модный тренд, эстафетную палочку которого в дальнейшем переняли многие тенденции и стили. Таким ярким примером в современной масс-культуре может служить стиль эмо.

Пресс-конференция с адептами российского рокабилли только доказала факт, что никаких особых идей и смыслов за этим феноменом не стояло и не стоит. В ней приняли участие корифей-основатель «Мистера-Твистера» вокалист и ударник Валерий Лысенко по прозвищу Ёж, а также представители более поздней генерации группы: контрабасист Алексей Вихрев — Брат и Юрий Сутковой — Снейк (гитара, вокал). Музыканты были словоохотливы, но не слишком интеллектуальны. Их высказывания подтверждали то, что рокабилли, несмотря на усилия советских стиляг, с разрушением идеологических запретов стало тем, чем и являлось по сути — попсой. Валерий Лысенко, например, сравнил этот стиль с шансоном. Правда, до уровня шоу-бизнеса — весовой категории Лепса и Пугачевой — «Мистер-Твистер» со своим рокабилли, по его мнению, не дотягивает — не те доходы. По признанию участников группы, их творчество на данный момент «развивается крайне сумбурно». Они пытаются восстановить то, что играли в 80-х. «В восьмидесятые было написано много песен, но со временем мы их прекращали играть, так как в репертуаре появлялись новые песни. Сейчас мы залезли в архив и вещи, которые не играли по 20 лет, пытаемся играть вновь», — пояснил Валерий.

Дебоширы и примерные отцы

В Алматы группа не первый раз. В 1987 году она выступала во Дворце им. Ленина (ныне Республики), в 1992–1993 годах в Русском  театре драмы им. Лермонтова. В 2006 году­ — в Доме ученых. Раньше концертные гастроли музыкантов проходили экстремально. Например, как-то в Ярославле, выпив пива, они устроили метание пустых бутылок в бюст Ленина. «Администратор потом бегал и заклеивал гипсом все это дело», — поведал Валерий Лысенко. Не обошлось без происшествий и в Алма-Ате, где ему удалось попасть в милицейский участок. Случилось это так: ребята решили купить водки возле гостиницы «Казахстан». И только начали выпивать, как их забрали в тюрьму. Но после символической отсидки отпустили. «Вообще все тюрьмы в мире похожи», — заключил Валерий, чей опыт сидения в «предвариловке» в связи с его более зрелым возрастом оказался богаче, чем у остальных его коллег. «Отсидев от Варшавы и дальше на Восток», самой лучшей тюрьмой он считает, конечно же, алма-атинскую, хотя обошлось ему это удовольствие, по его собственным словам, в 300 долларов.

[inc pk='1154' service='media']

Несмотря на то что в гастрольной жизни музыканты дебоширы, в семейной они стараются быть примерными отцами и мужьями. «Но поскольку у всех семьи сменялись не единожды, то выбираем половины, которые могут выносить вечный праздник. К сожалению, вечный праздник имеет теневые стороны — это постоянные разъезды, в силу этого разлуки с семьей. Недостаток внимания к семьям — бич музыкантов и артистов. У всех у нас есть дети, мы стараемся видеться с ними чаще и воспитывать на хороших примерах», — заверили музыканты. Дети музыкантов — компьютерное поколение, которое слушает, по их мнению, «слишком электронную» музыку. «Они воспринимают музыку не так, как мы. У них компьютеры и свое сетевое общение. А музыка идет больше фоном», — считает Валерий. Алексей Вихрев старается «подсовывать» своим детям ранний рокабилли, ритм-блюз и другую народную музыку: «Главное, чтобы у детей была возможность выбора».

По велению звезд

По признанию Валерия-Ежа, в том, что ему в голову пришла идея возрождать музыку стиляг в 1985 году, виноваты звезды, которые «так совпали». «В Москве до нас уже выступала организовавшаяся в 1983-м группа «Браво». Мы решили играть более жесткую американскую музыку. На последнем фестивале молодежи и студентов в 1985-м я познакомился с контрабасистом Олегом Усмановым. Он сказал, что есть такой человек Вадим Дорохов, который скоро возвращается из армии. До этого он уже пробовал играть с ним в этом направлении. Мы дождались Вадима, и все завертелось», — вспоминает Валерий. По его словам, из всей поп-музыки стиль 50-х для исполнения ему ближе всего. «Слушать можно все что угодно, но играть мне нравится больше рокабилли. Это классика, не подверженная изменениям и имеющая свои каноны в аранжировке и инструментах. И через 50 лет ничего не изменится и будет так же, как в 1985-м. Рокабилли — энергичная веселая музыка, которая зародилась из смеси кантри, музыки белых американцев и ритм-блюза черной части населения. Так что играем мы народную музыку, практически шансон», — пояснил он.

[inc pk='1155' service='media']

Наш журнал в свою очередь поинтересовался: приходилось ли группе выступать перед мистерами-твистерами, «бывшими министрами, владельцами заводов, газет, пароходов», как написано у Маршака, и за что они, по их мнению, любят рокабилли? «Выступали. В музыке заложен такой потенциал, если играть искренне, то можно и мертвого поднять. Я не буду перечислять, где мистеры-твистеры бывают. Играть для них — для нас не такое важное событие. По поводу бывшего министра — один ныне покойный президент вручил даже в свое время одному из нас медаль», — поделился Валерий.

Имеем то, что имеем

Из современных последователей стиля «мистеры-твистеры» не назвали никого конкретно, отметив лишь, что современных коллективов сейчас очень много, и они развиваются там, где есть рокабилльная тусовка. «Если мы играем для всех, то современные группы в основном для своих тусовок. Все ушло и осело в своей клубной нише», — подчеркнули они. Музыканты также заявили, что до них в СССР рокабилли практически не играли: «Было только двое нормальных исполнителей, игравших начиная с шестидесятых в Прибалтике и Эстонии — Пит Андерсон и таллиннская группа «Оптимисты»». Свою заслугу группа, по словам Валерия, видит в том, что стала писать русские тексты: «Если ты живешь в Европе, ты обязан петь на английском. У нас громадная страна, и этот закон не действует. Мы стали писать на русском, чтобы окучить больше людей. И это оказалось успешным». По словам Валерия, «на Западе все ребята не такой величины, как Stray Cats, имеют какой-то заработок. Они занимаются реставрацией автомобилей или держат магазинчики 50-х. Все где-нибудь работают. В свободное время играют музыку. Для нас же это профессия».

О главном

Затем, в соответствии с потребительским духом рокабилли, разговоры перешли на «шмотки». Удалось выяснить, что смокингов ребята не носят, предпочитают пиджаки и ботинки на манной каше в стиле Marley Brothers. Любят и украшения — бусы и кольца. По признанию Валерия-Ежа, подвеску в форме черепа он любит «как свое будущее». Сценические костюмы специально не шьют, но сегодня облачились сообразно пляжному стилю мероприятия, в гавайский «прикид». Сейчас проблем с одеждой вообще нет и шить самим ничего не надо — есть Интернет, где можно заказать все, что хочешь, отметили музыканты. Но все же «хаера» ребята до сих пор начесывают сами с помощью лака и фена. А раньше, когда в начале девяностых были перебои с парфюмерией, ставили сахаром и пивом. Грим не накладывают.

[inc pk='1156' service='media']

До драк в решении споров не доходит. И вообще ребята верующие — «бывают в церкви, на иконку молятся, перед дорогой присаживаются». Рок-н-ролл считают бытовой музыкой и не связывают с протестом. «Нарушались только табу. Например, когда черные танцевали с белыми — для 50-х годов это было из ряда вон». Дома слушают Аркадия Северного, кубинские ритмы и джаз. Знают наизусть все песни Элвиса Пресли, так как сами их часто перепевают.

Учитывая название фестиваля, нельзя было не вспомнить фильм Валерия Тодоровского «Стиляги», герой которого едет в Америку и обнаруживает, что там нет стиляг. В связи с чем наш журнал напоследок поинтересовался у музыкантов, не возникало ли у них чувства, что они занимаются чем-то иллюзорным. «Фильм — сказка. У нас другие понятия об этом. В те годы дипломат (им с возрастом становится один из героев фильма. — «ЭК»), попадая в Америку, вращался в своем кругу и другого не видел. Стиляги — советский феномен. В США этот стиль называли рокабилли. Советские люди не знали об этом, поэтому называли его по-своему», — прозвучало в ответ.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности