Невидимый резерв роста

По утверждению премьер-министра Казахстана Данияла Ахметова, уровень теневой экономики в стране составляет 22-30 процентов.

Невидимый резерв роста

Наличие теневой экономики характерно для любой страны. Однако для стран с переходной экономикой это явление представляет собой серьезную проблему, потому что в этих странах происходят быстрые и кардинальные экономические и государственные реформы, несовершенна правовая база, наблюдаем дефицит опыта работы в условиях переходной экономики как у государственных органов, так и у предпринимателей. Помимо этого, резкое увеличение числа предприятий и индивидуальных предпринимателей, ненадежная финансовая отчетность хозяйствующих субъектов, низкий уровень отчетной дисциплины оказывают существенное влияние на рост теневой экономики.

Казахстан, как и другие страны с транзитной экономикой, имеет довольно значительный ненаблюдаемый сектор. По оценке Агентства Республики Казахстан по статистике (АРКС), его размеры в настоящее время достигают порядка 23% валового внутреннего продукта (ВВП). В 2002 году объем ВВП составил 24,637 млрд долларов: 5,667 млрд долларов приходилось на производство продукции в ненаблюдаемом секторе. Налоги с этой суммы не платились. Учитывая, что максимальная ставка корпоративного налога составляет 30%, можно говорить, что бюджет страны недополучил как минимум 1,7 млрд долларов. Это как минимум, потому что существуют и другие виды налогов и платежей, например, налог на добавленную стоимость. Наконец, оценки масштабов теневого бизнеса, приведенные АРКСом, приблизительны.

Статистические оценки

Для того, чтобы понять и объективно оценить явление теневой экономики, необходимо определить, что подразумевается под этим явлением. Тем более, что в настоящее время нет единства в применении терминов и определении понятия "теневая экономика". В казахстанской статистике, базирующейся на стандартах международных организаций, используется термин "ненаблюдаемая экономика". В свою очередь она включает в себя понятия "незаконная", "скрытая" и "неформальная" деятельности. Все, что входит в понятие "ненаблюдаемая экономика" весьма наглядно представлено на рисунке 1.

Приведенные термины требуют некоторого уточнения, так как большинство людей вкладывают в них иной смысл, отличный от официального, что приводит к существенным различиям в оценках данного явления. Зачастую ненаблюдаемая экономика отождествляется с незаконной экономической деятельностью: наркобизнесом, проституцией, торговлей оружием, контрабандой и т.д. Кроме того, сюда включают неэкономические виды деятельности - взяточничество, воровство, мошенничество, рэкет и иные противоправные действия, ведущие к перераспределению уже созданного производителями дохода.

В настоящее время АРКС при расчетах макроэкономических показателей развития страны осуществляет оценки на уровне двух компонентов ненаблюдаемой экономики: скрытой и неформальной. Как правило, скрытая деятельность наблюдается в тех отраслях экономики, товары и услуги которых реализуются в основном за наличный расчет, она также обусловлена недостоверностью официально представляемой ими информации.

Динамика изменения ненаблюдаемой экономики в республики в целом показывает, что ее пик приходился на 1996-1997 годы - 40% и 44% соответственно (см. график 1). Следует отметить, что в этот период в Казахстане осуществлялась беспрецедентная по своим масштабам приватизация крупнейших объектов государственной собственности. В первую очередь, речь идет об объектах в нефтегазовой и металлургической отраслях.

Серьезность проблемы ненаблюдаемой экономики и ее отрицательные последствия на экономику страны очевидны. К примеру, в 2002 году доля торговли в структуре ВВП составляла 12%. В то же время доля налогов, поступающих от этой отрасли в бюджет страны, составляет всего 4,4% (см. таблицу 1). В целом сфера услуг, на которую в ВВП приходится 51%, дает бюджету менее трети всех налогов. Однако по сравнению с 1998 годом ситуация заметно улучшилась.

Если же брать сферу производства товаров, то сразу же бросается в глаза несоответствие доли сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВВП и доли платежей из этих отраслей в бюджет. Причем в первую очередь это относится к сельскому хозяйству. С чем это связано? Многие могут подумать, что сельчане наиболее склонны к сокрытию доходов. Но это далеко не так.

Известно, что во многих отраслях значительная доля производства продукции осуществляется в неформальном секторе (домашнее хозяйство). В основном деятельность домашних хозяйств сосредоточена в сфере розничной торговли, транспорте, услуг, сельском хозяйстве. Учет их деятельности в настоящее время недостаточно хорошо налажен. Это связано со следующими причинами.

Производство в домашних хозяйствах осуществляется некорпорированными предприятиями. Характерной особенностью последних является низкий уровень организационной структуры, наличие семейных отношений и отсутствие разделения между капиталом и трудом. В категорию "некорпорированные предприятия" включаются домашние хозяйства, семейные объединения и ассоциации, индивидуальные предприниматели. Неформальный сектор включает скрытую деятельность таких предприятий. В данной области существуют следующие проблемы. Во-первых, наблюдается представление заниженных сведений зарегистрированными некорпорированными предприятиями. Во-вторых, очевидно наличие большого количества незарегистрированных предприятий. В-третьих, следует помнить о незарегистрированных наемных работников в некорпорированном секторе.

Практический учет неформального производства связан со значительными трудностями. Главным образом они вызваны не стремлением домашних хозяйств скрыть истинные размеры своего производства, а практически полным отсутствием первичного учета. В ряде случаев проблемой является просто недостаточный уровень образования, особенно сельскохозяйственных производителей. Получение достоверной статистической информации о неформальном производстве в различных отраслях, включая сельское хозяйство, торговлю, строительство и услуги, может быть организовано только на основе систематических выборочных наблюдениях.

Доля неформальной экономики в республике сильно отличается по отраслям. Так, по данным на 2002 год, в сельском хозяйстве на долю скрытой и неформальной деятельности приходилось около 5% добавленной стоимости, в промышленности - 3%. В операциях с недвижимым имуществом, арендой и услугами предприятий доля ненаблюдаемой экономики составляла 4%. В строительстве данный показатель равнялся примерно 1,8%, в торговле - 3,3%, на транспорте - 2,3% (высока доля частного извоза), в образовании - 0,7%.

Последствия

Ненаблюдаемая экономика порождает целый ряд негативных последствий для экономики государства. Вот некоторые из них. Прежде всего, сокращается налоговая база. Соответственно, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики. Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень. Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, ведущее к росту ее масштабов. Неконтролируемые финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные кампании различного уровня. Происходит перераспределение национального дохода в пользу отдельных "элитных" групп населения, что, в свою очередь, ведет к сильному имущественному расслоению в обществе, которое может породить в нем конфронтацию.

Наличие ненаблюдаемой экономики негативно сказывается на макроэкономике страны и приводит к тому, что достичь и поддерживать макроэкономическую стабильность становится все трудней и трудней. Ослабевает валютная политика, так как утрачивается связь теневого бизнеса с банковской системой и рынком ценных бумаг. К тому же официальная статистика получает неправильные показатели по макроэкономической деятельности. Наличие ненаблюдаемой экономики искажает распределение ресурсов. У теневого бизнеса появляется явное преимущество на рынке труда, так как на такой бизнес меньше всего распространяется трудовое законодательство. Теневой бизнес забирает спрос у легального бизнеса, так как цены на продукты теневого бизнеса будут меньше из-за того, что налоги не выплачиваются.

Что касается социального аспекта теневой экономики, то она подрывает доверие к государственным институтам, законодательству и ведет к дезинтеграции общества.

Распространенность ненаблюдаемой экономики в определенной степени зависит от состояния экономического развития страны, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. Анализ зарубежного и отечественного опыта свидетельствует, что определяющую роль в резком росте масштабов "ненаблюдаемой экономики" в большинстве стран играют явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований.

От чего зависит размер ненаблюдаемой экономики? Западные исследователи, как правило, выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику ненаблюдаемой экономики: тяжесть налогообложения, размеры получаемого дохода, продолжительность рабочего времени, масштабы безработицы, роль государственного сектора.

На наш взгляд, наличие ненаблюдаемой экономики в республике вовсе не связано с высокими налогами, хотя они играют роль в возникновении и сохранении данного явления. Для Казахстана, как и для большинства стран с транзитной экономикой, более важными оказываются институциональные аспекты при переходе в теневой сектор. В частности, ключевым детерминантом при переходе в тень является количество регулирующих ограничений. Когда законодательная база слабо развита, представителям власти разрешается принимать решения без какого-либо контроля. Это влечет за собой коррупцию, что, в свою очередь, заставляет бизнес уходить в тень.

[inc pk='777' service='table']