Древний мир права казахов

Под таким названием стало выходить 10-томное издание, включающее в себя материалы, документы и исследования. На сегодняшний день издано два тома. Научный размах предпринятого издания впечатляет изначально: ничего подобного казахстанская история и юриспруденция до сих пор не знали. Кстати, значимость издания выходит за историко-правовые "границы".

Древний мир права казахов

Главный редактор продолжающейся серии академик С.З.Зиманов так сформулировал установку: "Показать и доказать уникальность казахского права в его "древней форме" как права, приверженного ценностям изначальной свободы и идеалам естественного права человека".

К подготовке издания были привлечены известные юристы, историки, филологи.

В первый том (Алматы, 2001 г.) вошли биографические материалы об известных исторических личностях, их "комментарии" и оценка права Великой Степи. Наиболее полное выражение древнее право казахов нашло в деятельности биев, последнее особо подчеркнуто и в самом издании. Сразу же позволим себе цитату из малодоступного до нынешнего издания источника - Алекторов А.Е.:"Ордынец привык у себя, дома, разбираться по всем ссорам, обидам, дракам и другим дрязгам, неизбежным в домашнем его быту, судом биев и стариков. Каждый бий и старик при разбирательстве дела считает священным долгом оказать тяжущимся полную беспристрастную справедливость; он терпеливо выслушивает все малейшие подробности - как приносимой жалобы, так и оправдания и потом уже объявляет свое решение, принимаемое всегда беспрекословно свято исполняемое".

В этом же томе размещены жизнеописания биев, их судебные решения и мудрые изречения. Главное достижение словесного разбора судебных дел выдающимися биями при последовательном знакомстве с первым томом становится очевидным - создание законодательства казахского народа, так как "...являясь в разных периодах жизни казахского народа, бии были наставниками или учителями его, преподавая ему правила общежития, разрешая встречавшиеся им вопросы по всевозможным случаям современной им практической жизни, научая его к различным мерам к преследованию общественных зол" (из материалов Л.Баллюзека).

Во втором томе (Алматы, 2003 г.) вошли исследовательские работы о древнем праве казахов. Вновь оценка древнего права казахов от С.Зиманова - "это право Степной Демократии". Действительно, при всем желании "восточный" колорит в казахской степи ни в чем не обнаруживаем: нет лишения свободы и тюрем (зинданов), разного рода "отсечений" (в современном обозначении - членовредительства), а конечная цель правосудия идеальна - примирение спорящих и даже враждующих сторон. Простота, доступность, непосредственность, состязательность судебного процесса, то, что только входит в современные реалии суверенного Казахстана, было когда-то жизнью казахской Степи.

Заметим, что во второй том вошло много дореволюционных (и труднодоступных) источников, а также новейшие работы по этой тематике.

Безусловно, больший интерес представляет выход последующих томов. В первую очередь ими станут непосредственно документы, записи и сборники норма казахского права, составленные в разное время разными авторами.

Право кочевой цивилизации, собранное в 10-ти томах, пока представленное в первых двух томах, - бесценный подарок потомкам.