Для казахстанцев важен ценовой фактор

Роман Марченко, заместитель генерального директора компании Inter Gros Ltd, владеющей розничной сетью Gros.

Для казахстанцев важен ценовой фактор

- Как, по Вашему мнению, будут развиваться события на ритейлинговом рынке Казахстана?

- Думаю, что ритейлинговые сети захватят весь алматинский рынок розничной торговли. Время оптовых рынков истекает. В Москве, в Питере их уже нет. Со временем потребители поделятся на четкие группы. Ведь в дискаунтерных сетях ассортимент весьма ограничен. Тот потребитель, которому захочется нечто большее, пойдет в супермаркет или гипермаркет. Могу сказать, что и в крупных мегаполисах за рубежом, и у нас обеспеченные люди считают неудобным ходить в дискаунтерные магазины. Сложно придется магазинам с одинаковым форматом торговли на одной территории.

- Сколько магазинов сможет уместить в себе город Алматы? Несмотря на то, что здесь сосредоточено население с более высокими доходами, существует же определенный порог?

- Мы сейчас пытаемся оценить емкость Алматы. Сделали заказ одной маркетинговой компании оценить покупательскую способность алматинцев. На основании полученных результатов будем планировать и разрабатывать стратегию.

- Роман Станиславович, как Вы считаете, какой формат магазинов наиболее востребован в Казахстане?

- На мой взгляд, самый выгодный формат розничной торговли - магазины "у дома". Наша сеть в скором будущем будет меняться в этом направлении. Дискаунтеры и cash&carry останутся забавой выходного дня.

- Вы работали в розничных сетях Москвы и Питера. Какие отличия есть между казахстанским и российским потребителями?

- Есть одно. Для казахстанца приоритетным является ценовой фактор, поэтому в Gros цены установлены на уровне дискаунтерных магазинов. Я не могу сказать, что, например, для россиянина, включая жителей Москвы, цена совершенно не имеет значения. Однако для россиян сегодня на первом месте уже стоят качество и удобство. У нас пока разные доходы на душу населения.

- Есть у нас и другая особенность. В Казахстане, особенно на юге, не развита привычка ходить по магазинам. Многие предпочитают рынки и оптовки. Наш человек любит поторговаться. Думаю, что в Шымкенте не сразу получится открыть магазин и сделать его доходным.

- Я не хочу сказать, что это невозможно. У жителей Костаная тоже не было привычки ходить в магазины. Однако мы привили ее. Добились мы этого, например, тем, что привезли в город такие товары, которые, нигде, кроме как у нас, купить невозможно. Это оказалось серьезным стимулом ходить в наш магазин. От плохого можно отвыкнуть, когда есть что-то лучше, приятнее. Кто будет ездить на рынки, ходить по морозу или жаре, слякоти, когда можно сделать покупки в чистом, теплом помещении. Да, при больших покупках разница между рынком и нашим магазином составит 100-200 тенге. Но зато не нужно перед каждым прилавком доставать кошелек, рискуя стать жертвой карманников. Гораздо удобнее набрать товары и расплатиться за все в одной кассе, пусть там и очередь.