Правящая элита Казахстана накануне перемен?

Борьба США и России за влияние в центральноазиатском регионе может осложнить внутриполитическую обстановку в Казахстане. Это может стать мобилизующим фактором для консолидации элит

Правящая элита Казахстана накануне перемен?

Каков идеальный образ элиты? Ответ на этот вопрос прост: элита должна прежде всего содействовать решению государственных задач, отставив личные интересы на второй план. Почему? Потому что именно элита является тем локомотивом, от которого во многом зависит развитие общества. При этом элита-это не узкая группа людей, по своему положению наделенная правом решать. Это достаточно широкий слой людей, в силу своих возможностей и социальной активности готовых играть созидательную роль в судьбе страны. Но на этом простые вопросы заканчиваются, так как идеальной элиты не бывает, а та, что есть сейчас и возникнет в будущем, не будет придерживаться единообразных интересов.

Этапы становления

Становление элиты Казахстана проходило в несколько этапов. До середины 90-х годов ее ядро составляла бывшая партийная номенклатура. К примеру, в 1995 году в Администрации президента Казахстана работало 51,6% бывших ответственных работников Коммунистической партии. Аналогичная ситуация наблюдалась в областных акиматах. Иначе ситуация выглядела в Кабинете Министров. Там бывших партийных работников было всего 40%, а в 1998 году-10%.

Современная бизнес-элита была сформирована на волне приватизации. Начальный этап (1993-1997 годы) имел следующие характерные моменты: фактическую сращенность предпринимательских слоев с политической элитой. При этом предприниматели не были вовлечены в политическую деятельность. В 1997-2000 годах состоялся массовый переход бизнес-элиты на госслужбу. В 1998 году количество предпринимателей в правительственных структурах увеличилось-20% от общего состава аппарата. При этом многие из них не бросали свой бизнес, совмещая профессиональные и личные интересы.

В 2001 году начался этап разделения деловой и политической сфер деятельности. Именно тогда некоторые видные государственные деятели, политики и предприниматели выступили с заявлением об отставании политических преобразований от экономических, что, по их мнению, пагубно сказывалось прежде всего на самой экономике. В числе негативных последствий они называли рост коррумпированности чиновников, теневой экономики и монополизацию ряда секторов экономики крупными финансово-промышленными группами.

Политическая элита Казахстана в своем становлении также прошла несколько этапов. 1991-1994 годы характеризовались дисбалансом политических сил из-за разногласий в путях реформирования политической и экономической сфер. Именно на этот период приходится рейтинговый пик отдельных партий и общественно-политических движений. Последующий период (1995-2000 годы) отмечен максимальной концентрацией президентских полномочий, обеспечившей форсированное реформирование экономической и социальной сфер. Параллельно этому процессу шло образование преимущественно пропрезидентских партий. Новый этап в развитии политической элиты также пришелся на 2001 год. В этом году возникли два оппозиционных образования: партия "Ак Жол" и общественно-политическое движение "Демократический выбор Казахстана".

Для политической элиты характерно сейчас наличие двух ярко выраженных флангов. Один ориентирован на закрепление уже сложившихся традиций в формировании и функционировании истеблишмента. Представители этого фланга утверждают, что Казахстан добился несомненного успеха в экономическом развитии, следовательно, нет смысла осуществлять модернизацию политической системы. Другой фланг, не отрицая наличия прогресса, указывает на изъяны: существенную долю теневой экономики, неразвитость перерабатывающих отраслей, бедственное положение в социальной сфере.

Необходимо отметить, что руководство страны предпринимало меры по структуризации элиты. Так, были созданы Конгресс предпринимателей Казахстана, Республиканский союз работодателей, Форум предпринимателей Казахстана. Эти организации играют положительную роль, однако недостаточность полномочий не способствовала отстаиванию интересов бизнес-элиты.

Несколько лучше дела обстоят с консолидацией политической элиты. После серии экспериментов с проведением "круглых столов" и созданием общественно-политических объединений, по инициативе руководства страны образовано так называемое Постоянно действующее Совещание (ПДС). Суть идеи-обсуждение ведущими политическими силами актуальных для страны законопроектов и внесение в них поправок. Несмотря на наличие существенных организационных недоработок, к примеру неопределенность статуса Совещания, игнорирования властями некоторых предложений, ПДС имеет шансы стать действенным фактором консолидации политической элиты страны.

Факторы консолидации элиты

На процессы консолидации элит Казахстана свое влияние оказывают несколько факторов. Прежде всего, усложнение геополитической обстановки. По мнению аналитического центра Stratfor (США), попытка России возродиться в качестве мировой державы и стремление американцев втянуть в орбиту своего влияния страны бывшего СССР неминуемо приведут к серьезному конфликту интересов. Основным полем битвы станет постсоветское пространство. Элитам этих стран придется сделать выбор: с каким из двух больших игроков связать свое будущее? Борьба США и России за влияние в центральноазиатском регионе может осложнить внутриполитическую обстановку и в Казахстане. Угроза утери общественной стабильности, по всей видимости, станет мобилизующим фактором.

Не менее важным обстоятельством является наличие внутренних противоречий. Несмотря на определенные успехи в повышении уровня жизни населения, его положение нельзя назвать благополучным. Прошлогодние выборы в местные маслихаты со всей наглядностью свидетельствуют о росте протестного потенциала населения, проявившегося в нежелании принять участие в голосовании. Показательны в этой связи слова эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко в интервью "Эксперту-Казахстан": "Общая политическая ситуация в республике стабильна, и в ближайшее время она вряд ли кардинально изменится. Улучшение экономического положения населения, высокие темпы (9%) роста ВВП, прочность валюты и многое другое гарантируют общество от массового недовольства. Вопрос в том, насколько устойчиво казахстанское развитие?"

На консолидацию элит влияет также схожесть программных установок политических партий. С одной стороны, при этом ограничивается учет интересов различных групп казахстанской элиты. Но с другой стороны, ограниченность выбора на данном этапе, когда еще не сформировалось активное гражданское общество с ведущей ролью среднего класса, полезно.