Страсти по Parmalat

В Италии скандал вокруг Parmalat набирает обороты, а в Казахстане продукция этого концерна готовится выйти на рынок. Не исключено, что концерн построит завод в нашей стране

Страсти по Parmalat

Скандальная история о финансовой дыре итальянского гиганта размером в 3,95 млрд евро, начавшаяся в декабре, стала достоянием всего мира. 28 января, в самый разгар скандала, руководство Mets International, являющейся агентом Белгородского молочного комбината (БМК), провело презентацию продукции Parmalat для дистрибьюторов и конечных потребителей (торговых сетей, гостиниц, ресторанов) Алматы. Из неофициального источника стало известно о перспективе строительства завода, выпускающего продукцию под брэндом Parmalat.

На сегодняшний день в мире существуют 162 завода, работающих на Parmalat. В России итальянский концерн является крупнейшим акционером петербургской компании "Петмол", владеющей, в том числе, БМК. Последний выпускает молочную продукцию и соки под брэндом Parmalat. БМК уже пытался выйти на рынок Казахстана, в частности через компанию Dan King, но получил отказ. По словам представителя компании Mets International, "один из учредителей Mets International имеет связи с руководством компании Parmalat и их российской "дочкой". Белгородский комбинат предоставил нам права эксклюзивного агента по распространению его товаров на территории Казахстана".

Мы связались с генеральным директором БМК Николаем Масленниковым. По его словам, то, что произошло на итальянском заводе, на Белгородском комбинате никак не отразилось. "Мы не прекратили выпуск продукции под брэндами Parmalat, - сказал он. - Все стабильно. На продажах нашумевшая история также не сказалась".

По утверждению руководства Mets International, решение найти дистрибьютора Parmalat в Казахстане было принято задолго до скандала и совершенно с ним не связано. "То, что творится в Парме, нас не волнует, - говорит г-н Тишкин. - Да, произошли финансовые махинации. Но компания существует и продолжает работать. Скандал скандалом, но марка Parmalat будет существовать, и качество товара будет неизменно превосходным, даже если поменяется владелец. Как показали переговоры с потенциальными партнерами, сомнений в продукции ни у кого нет, есть только вопросы относительно будущего компании".

Реакция рынка

Скандал вокруг завода в Парме по-разному оценивается руководителями дистрибьюторских и розничных сетей.

О перспективах продвижения, в частности, молочной продукции Parmalat старший менеджер ТОО Skif sauda Марат Калабаев сказал: "Предугадать что-либо невозможно, так как в этом ценовом сегменте на сегодняшний день товаров нет. Конфликт на поведении потребителей не скажется, так как им, по большому счету, нет дела до финансовых махинаций в далекой Италии".

Ирина Суляева, менеджер Inter Gros Ltd в этом отношении солидарна с представителем Skif sauda: "Есть много тому примеров, когда финансовые неурядицы компании никак не влияли на их продажи".

"То, что теперь брэнд стал узнаваем и в Казахстане, бесспорно, - говорит директор супермаркета Mercur-Handel Нурлан Акынбеков. - Возможно, шумиха позволит дистрибьюторам сэкономить средства на рекламе".

"Итальянский завод на весь мир объявлен банкротом, причем замешаны и правительственные чиновники. А они говорят о том, что итальянское правительство не даст умереть компании, имеющей национальное значение для страны и города. Впрочем, даже если руководство Parmalat приняло решение о выходе в Казахстан до скандала, им нужно было проявить осторожность и прийти, когда все затихнет", - говорит сотрудник одной из дистрибьюторских сетей.

"Как отразится скандал на продажах Parmalat, в частности, в Казахстане, - я не могу предсказать. Может позитивно, может - наоборот, это оттолкнет покупателя, - говорит заместитель директора Mets International Вадим Тишкин. - Но однозначно, что благодаря скандалу весь мир узнал о существовании Parmalat".

"Да, брэнд теперь знают, - говорит менеджер компании Dan King Гульвира Ахметова. - Но вряд ли это серьезно поможет компании Mets International продвигать здесь эту марку. Думаю, что им придется сложно, несмотря на то, что продукция некоторых ведущих местных производителей молока значительно упала по качеству".

Доставить и убедить

Дистрибьюторов можно привлечь исключительно возможностью получить доходы. Для продвижения продукции Parmalat нужен дистрибьютор с развитой сетью, которая способна разместить большие партии продукции, так как при маленьких партиях неприемлемыми становятся накладные расходы: затраты на склад временного хранения при таможне, склад в городе, транспорт и т.д. Хотя брэнд Parmalat для Казахстана новый, он, по крайней мере, благодаря скандалу стал достаточно известным. А это, что ни говорите, раскрутка. Впрочем, для Казахстана, отличающегося малонаселенностью городов и большими расстояниями между ними, решающим является то, удастся ли решить проблему доступа к потребителям. Еще один вопрос, на который пока нет ответа, - как продукцию Parmalat примет местный потребитель. Ведь сегодня казахстанцы предпочитают местные товары.

ТОО "Ардагер" еще в 2002 году пыталось дистрибутировать небольшие партии молочной продукции Parmalat в Алматы и распределять их по местным торговым сетям. Однако, по словам одного из представителей ТОО "Ардагер", пожелавшего остаться неизвестным, продукция не нашла своего потребителя. "Большая часть продукции оказалась невостребованной, и ее просто уничтожили. Именно тогда активизировались местные молочные производители, появился брэнд "Айналайн", занимало устойчивые позиции молоко "Заилийское". Казахстанский потребитель в большей части отдает приоритет местным молоку и сокам, которые конкурентоспособны и по качеству и по цене. Молоко в Premium-segment, к которому относятся продукты Parmalat, не может рассчитывать на высокий спрос, особенно при условии отсутствия рекламной поддержки".

Компания Dan King тоже занимается поставками томатной пасты и кондитерских изделий в Казахстан с 2002 года, но непосредственно с итальянских заводов Parmalat. Компания не стала заниматься поставками соков и молочной продукции Parmalat, потому что соответствующая продукция уже три года назад была широко представлена на казахстанском рынке местными производителями, достигшими высокого качества. "Будут ли продолжаться наши партнерские отношения с Parmalat, пока сказать не могу, - говорит Гульвира Ахметова. - Сейчас наш руководитель находится в Италии, в частности по вопросам Parmalat. Есть надежда, что итальянское государство не допустит гибели национальной компании. Что касается предложения Mets International, то мы пока воздержимся от сотрудничества с ними. Во-первых, молочная и соковая продукция - не наш профиль. Во-вторых, опыт показывает, что продукция дочерних структур транснациональных компаний уступает своим аналогам, производимым на главном заводе".

Кто на новенького?

Хотя в компании Mets International отказались сообщить нам, кто займется дистрибуцией продукции Parmalat в Казахстане, мы провели опрос крупнейших дистрибуторских компаний и вот что выяснили.

"Не исключено, что белгородская продукция Parmalat, представленная агентом Mets International, будет несколько дешевле. Однако даже снижение цены вряд ли сможет заставить дистрибьюторов продавать продукт, конкурентный тому, что они продают", - считает Гульвира Ахметова.

По словам менеджера Uni Commerce Руслана Беисова: "На данный момент предложение Mets International нашу компанию не заинтересовало. Главная причина - совпадение конкурирующих категорий товаров".

Руководство Turkuaz также не намерено заниматься дистрибуцией товаров Parmalat по причине того, что в их портфеле есть продукция предлагаемых категорий под раскрученной маркой Nestle.

Raimbek Bottlers отказалась принимать участие в дистрибуции товаров Parmalat из тех же соображений. Коммерческий директор компании Сергей Полухин сказал, что главная причина - не в сомнениях относительно адекватной потребительской реакции и возможного закрытия заводов. "Мы не заинтересованы в продвижении продукции из категорий, аналогичных товарам, производимым нами. Естественно, что для нас нет смысла использовать свои ресурсы в чьих-то интересах. К тому же, не думаю, что продукция Parmalat сможет конкурировать с местной. Дело в том, что в любой стране доминирующая доля товарооборота на молочном и соковом рынках находится в руках отечественных производителей. Возить воду из-за границы дорого. Транспортные издержки и таможенные пошлины непременно скажутся на цене. Естественно, что дистрибьюторы будут говорить, что на ценовой фактор влияет качество привозимой ими продукции. Однако вряд ли качество местных производителей будет уступать белгородскому", - говорит он.

И все же интерес к Parmalat есть. Из четырех крупнейших дистрибьюторов Казахстана заинтересованность в проекте выразила сеть Green House, владеющая ритейлинговой сетью Gros. Руководство компании не смущает, что будущее итальянской компании под вопросом. Не очевидно также, что Mets International удастся отвоевать у местных брэндов какую-то заметную долю рынка. "Окончательное решение пока не принято - ждем прайсы. Однако договоры о дистрибуции по ритейлинговым сетям, вероятно, будут подписаны в ближайшее время, - сказал нам брэнд-менеджер компании Green House Иван Диденко. - Кроме нас, по данным компании Mets International, есть еще два заинтересованных дистрибьютора. Думаю, в магазинах Gros этот продукт скоро появится".

Ирина Суляева подтвердила заинтересованность Gros в продукте Parmalat: "Некоторые категории товаров, молочные и шоколадно-молочные коктейли, предлагаемые Mets International, представлены на казахстанском рынке только под брэндом "Вимм-Билль-Данн". У покупателя должна быть альтернатива. Кроме того, мы заинтересованы в расширении ассортимента категорий товаров: у Parmalat она шире. Покупатель будет только рад, что на прилавках вновь появится Parmalat, я имею в виду тех, кому полюбилась продукция Parmalat".

Супермаркет Mercur-Handel, по словам г-на Акынбекова, тоже готов сотрудничать с Mets International: "Думаю, что эта продукция может заинтересовать потребителей. В России Parmalat - не лидирующий, но раскрученный брэнд".