Есть необходимость проведения серьезных политических преобразований

Есть необходимость проведения серьезных политических преобразований

- Назрела ли необходимость серьезных политических преобразований в стране?

- Безусловно. Последние несколько лет в стране наблюдается заметное отставание темпов политических реформ от социально-экономических. Более того, это отставание оказывает негативное влияние на все сферы экономики, не позволяет диверсифицировать экономику и снижает эффективность государственного управления, в особенности на местах. Поэтому сегодня необходимо провести серьезные, последовательные шаги по политической модернизации страны. Любое затягивание с этим вредно. Тем более, что все необходимые условия и предпосылки для модернизации уже существуют.

Во-первых, начиная с 2000 года, проведенные в Казахстане радикальные социально-экономические реформы начали давать позитивные экономические результаты: идет постоянный рост внутреннего валового продукта, растет уровень заработной платы, пенсий (хотя наша партия уже доказала, что их уровень мог быть как минимум в два раза выше), благосостояние населения в целом. Казахстан признан международным сообществом в качестве страны с рыночной экономикой, а в пространствае СНГ стал лидером в проведении социально-экономических реформ. Таким образом, можно смело говорить о том, что экономическая база для проведения политических преобразований уже есть. Более того, сложившаяся благоприятная коньюнктура на мировом рынке, стабильно высокие цены на экспортируемые из Казахстана углеводородные и иные сырьевые ресурсы позволяют не только осуществлять преобразования в политической сфере, но и принять комплекс мер, направленных на дальнейшее продвижение и углубление экономических реформ. Получаемые от высоких цен на нефть прибыли и сверхдоходы уже сегодня можно было бы направить на "лечение" тяжелейших социальных ран населения, полученных в результате радикальной экономической реформы середины 90-х годов, и развитие социальной инфраструктуры.

Во-вторых, если отставание политических реформ от социально-экономических будет увеличиваться, то страна может оказаться в ловушке олигархического авторитаризма, когда власть станет заложником и транслятором воли и желаний определенных финансово-промышленных групп. И это не просто предположение или гипотеза, а перспектива, которая может стать реальностью. Пока валовый внутренний продукт страны формируют всего 23 олигархические группы. Олигархический авторитаризм может еще долго паразитировать на распределении доходов от сверхприбыльного экспорта, для чего будет всячески тормозить развитие общества. Это, в свою очередь, может свести на нет все достижения экономических реформ. А это прямая угроза нашей государственности, поскольку страна будет зависеть уже не от воли ее граждан, их творческой энергии и созидательного потенциала, а от мировых цен на сырье. Поэтому Казахстану жизненно необходимо сделать государство политически прозрачным, открытым, создать сильные общественные и гражданские институты.

В-третьих, следует отметить наличие достаточного внутреннего ресурса в обществе: образованное население, подготовленная элита, развивающийся малый и средний бизнес, основа формирующегося среднего класса, уставшего находиться под пристальным "наблюдением и присмотром" акимов. Почти непреодолимые при нынешней политической системе противоречия между этими составляющими общества также говорят о необходимости политических преобразований.

- Как вы понимаете консолидацию ведущих политических сил в стране? Является ли консолидация непременным условием продуктивности политических преобразований? Может, полезнее будет для страны не консолидировать, а выявлять противоречия?

- Здесь необходимо определиться с тем, что мы понимаем под термином "консолидация". Это слово является едва ли не самым употребляемым в лексиконе идеологов от власти. Если под консолидацией понимать усилия по консервации нынешних общественных и иных отношений, то это уже не консолидация, а способ усилить и углубить существующие противоречия, которые неминуемо приведут к расколу в обществе. Что, в принципе, медленно, но происходит. Виртуальная консолидация, создаваемая сегодня при помощи увеличения числа и численности провластных партий, является одним из главных раздражителей и разделителей общества и элиты.

Для реальной консолидации необходимо определить с точки зрения общегосударственных интересов актуальные для общества вопросы. Прежде всего, нашему обществу необходимо консолидироваться вокруг идеи дальнейшего утверждения и укрепления государственности. А это подразумевает понимание возможности и необходимости осуществления политической модернизации в Казахстане. Для этого власть должна отбросить ложные тезисы о том, что наш народ не готов к демократии, что демократия - это только удел Запада, и что она присуща только католическим и протестантским народам. Нужно признать необходимость проведения серьезных политических преобразований. Только такая "повестка дня" может укрепить нашу государственность и превратить Казахстан из территории, где проживают люди, в государство, в котором многое будет зависеть от волеизъявления избирателей.

Что касается тактики, то есть темпов и выбора времени, то это - тема для компромисса между политическими силами страны. Поскольку на сегодняшний день общество не едино в том, что политические преобразования необходимы, то вначале следует последовательно идти по пути поиска и выявления противоречий.

- Что может консолидировать политические силы страны?

- Консолидация политических сил, на мой взгляд, должна происходить вокруг следующих принципиальных для страны вопросов: укрепления государственности путем поиска оптимальной модели социальной справедливости, формирования политической системы, в которой все ее уровни зависят от воли избирателей; обеспечения приоритета идей здорового патриотизма и толерантности в условиях многонационального и многоконфессионального казахстанского общества, а также реальной свободы предпринимательства.

Консолидации политических сил вокруг указанных идей препятствуют, причем весьма активно, определенные финансово-промышленные группы, которые получают сверхдоходы от непрозрачности экономики, и обслуживающие их интересы представители высшего чиновничества. Не способствуют этому и некоторые "ошибки", допущенные в прошлом, которые сегодня получили громкий международный резонанс. Политическую составляющую этих "ошибок" можно исправить путем их признания, проведения политического диалога и создания прозрачной и транспарентной экономической и политической системы.

- По Вашему мнению, форма и интенсивность политических процессов ограничены давлением внешних обстоятельств или внутренними противоречиями?

- Я считаю, что форма и интенсивность политического процесса ограничиваются внутренними противоречиями.

- А население имеет к этим процессам хоть какое-то отношение?

- До сих пор население являлось только сторонним свидетелем и не участвовало в политическом процессе. Высокая степень концентрации власти и сама система принятия решений делали и делают политический процесс делом элитным, если не сказать узкоэлитным. Это привело к апатии, политическому конформизму и абсентизму населения, которые приобрели опасный характер и представляют угрозу независимости нашего государства. Все это мы имели возможность увидеть в ходе выборов в маслихаты. Поэтому сегодня мы и говорим о необходимости политической модернизации. Увеличение численности депутатов мажилиса, избираемых по партийным спискам, усиление контрольных функций парламента и маслихатов, введение реального местного самоуправления, обеспечение прозрачности власти, реализация прав граждан на свободу слова и многое другое как раз и являются теми шагами, которые сделают население не свидетелями, а реальными участниками политического процесса.