Магазин готового бизнеса

Выгодно продать свое дело сможет не каждый. Драгоценное время уходит на поиск покупателя. С приходом новой для Казахстана услуги все может измениться к лучшему

Магазин готового бизнеса

В Казахстане помимо привычных продовольственных, хозяйственных, мебельных и прочих магазинов в январе появилось необычное торговое заведение - "Магазин готового бизнеса". Принцип действия этого заведения такой же, как в комиссионном или антикварном магазине: кто-то хочет продать, кто-то купить, а сотрудники магазина оценивают "товар" и выступают в качестве посредников.

Спрос на услуги подобного рода магазинов, как ни странно, формируется практически теми же факторами, что и в случае с комиссионными или антикварными магазинами. Продающий по каким-то причинам намерен избавиться от своего бизнеса, но не имеет возможности или желания тратить время на поиски покупателя и хочет провести операцию продажи без осложнений. Добропорядочному покупателю, который нередко даже не знает толком, что ему хотелось бы купить, нужен квалифицированный посредник, который должен всесторонне оценить бизнес. В отношении бизнеса это особенно важно, так как покупать безнадежно проваленное дело порой бывает совершенно бессмысленно.

В общем, идея "Магазина готового бизнеса" лежала на поверхности. Нужно было всего лишь понять, что бизнес - это тоже товар, который практически ничем не отличается от "славянского шкафа". Какие сложности? - спросит читатель. Посреднический бизнес давно существует на Западе. Действительно, это так. Но, видимо, какие-то дополнительные факторы должны нужным образом сложиться, чтобы у кого-то щелкнуло в голове, и идея оформилась в бизнес. Всего три года назад россиянин Вадим Самсонов, по профессии юрист, сообразил создать "Магазин готового бизнеса", и лишь в 2004 году его идею решено тиражировать в Казахстане.

По подобию "готового платья"

Вадима Самсонова на мысль создать компанию, занимающуюся реализацией чужих предприятий, натолкнули обстоятельства. Однажды знакомые московские предприниматели попросили Вадима подыскать им дело в Австралии. Не будем углубляться в мотивы такого желания. Рациональное объяснение, конечно же, было, но к нашей теме оно отношения не имеет.

Поиски Самсонов, естественно, начал через Интернет - на этой всемирной свалке чего только нет, в том числе и австралийского, - и нашел. Одновременно он наткнулся на множество сайтов зарубежных брокерских компаний, занимающихся реализацией чужих бизнесов. Поиск аналогичных сайтов в России не дал результатов - в России таких фирм не было. Сделки по продаже компаний, конечно же, совершались, но происходили крайне закрыто, среди своих. Универсальные технологии поиска отсутствовали. На некоторых этапах в сделку вовлекались юридические, оценочные, аудиторские компании, но комплекс всех услуг по продаже бизнеса никто не оказывал. Ниша была пуста, и Самсонов решил ее занять и создать компанию, "продающую бизнес третьим лицам, для которых ситуация в покупаемой фирме непрозрачна".

К такой концепции Самсонов пришел, изучив опыт работы брокерских компаний США, ФРГ, Франции, Канады и других стран. Выяснилось, в частности, что в России западные механизмы купли-продажи предприятий неприемлемы. Дело в том, что сегодня в России продаются в основном семейные компании (о крупных корпорациях здесь речь не идет), имеющие непрозрачную бухгалтерию и работающие на арендованных площадях с краткосрочным договором аренды. В США подобный бизнес продать нельзя - риски вложения средств в его покупку слишком велики. Кроме того, в России, как и в других странах СНГ, не получила достаточного распространения практика привлечения кредитного финансирования для сделок по покупке и продаже бизнеса. Нет у нас и системы покупки компаний с рассрочкой платежа, что является обычным делом для стран с развитой рыночной экономикой.

Сегодня в России 80 компаний заявляют о себе как о фирмах, оказывающих услуги по продаже бизнеса. Условно их можно разделить на три группы: международные, брокерские и оценочные. Международные ("большая четверка" - Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche и KPMG) и крупнейшие российские консалтинговые компании работают с крупными предприятиями. Интересы этих компаний распространяются на сделки стоимостью не меньше 5 млн долларов. Следующий слой - брокерские компании, работающие с малым и средним бизнесом: их в России около 40 (15 - в Москве, 8 - в Санкт-Петербурге, остальные - в регионах). Эти компании занимаются предприятиями стоимостью от 300 тыс. до 5 млн долларов. Есть также оценочные, аудиторские и прочие компании, создающие в своем составе "отделы готового бизнеса". Эти подразделения, как правило, формируются "на всякий случай", если подвернется проект по купле-продаже действующих предприятий.

"В отличие от брокерских и прочих компаний, подвизающихся на ниве продажи готового бизнеса, мы предоставляем комплекс консалтинговых услуг: оценка бизнеса, юридическая экспертиза, составление инвестиционного меморандума, организация рекламных кампаний и пр. Одновременно мы выступаем в качестве представителя собственника, защищаем его интересы в переговорах с потенциальным инвестором. При этом наша компания полностью гарантирует точность всех представленных инвестору данных о продаваемом бизнесе. Поиском компаний для приобретения мы занимаемся довольно редко - это чрезвычайно сложный процесс, положительное завершение которого практически невозможно гарантировать", - рассказывает Вадим Самсонов.

- Какова схема работы вашей компании? Вы предлагаете покупателю несколько вариантов. После того как клиент сделает свой выбор, компания приступает к экономической и юридической экспертизе продаваемого бизнеса. Так? Не теряете ли вы время и деньги? Ведь по результатам экспертизы компания может потерять свою привлекательность для клиента.

- Мы работаем не так. Как правило, мы работаем не на покупателя, а на продавца: полностью готовим бизнес к продаже и ищем инвестора. Понятно, что наши услуги оплачиваются - вносится первоначальный платеж. Заинтересованный инвестор может выбрать из ряда выставленных на продажу и готовых к смене собственника фирм, получить полностью описывающий их инвестиционный меморандум (предварительный Due Dilligence) и принять решение о покупке. Что касается оплаты - покупатель, выразивший желание стать собственником какого-то бизнеса, вносит задаток. Обычно 10% от суммы сделки. Одновременно он подписывает соглашение о намерениях, в котором обозначает точки выхода инвестора из сделки: уровень прибыли компании, оборот, состав имущества и т. д. После этого приобретатель приступает к самостоятельной проверке бизнеса. Если заявленные нами и обозначенные в соглашении о намерениях данные не подтверждаются, инвестор получает задаток назад в двойном размере.

- Вознаграждение консультанта - это процент от цены продаваемого бизнеса. В этом случае консультант оказывается заинтересованным в том, чтобы цена предприятия была выше.

- Конечно, консультант заинтересован в этом, но он также заинтересован в том, чтобы продать бизнес, а для этого назначенная цена должна соответствовать рыночной конъюнктуре. И, наконец, сделка должна быть совершена в приемлемые сроки. Так что о завышении цены речь, как правило, не идет.

Партнер в Казахстане

В ноябре прошлого года казахстанская компания "БизнесКонсалт" вошла в международное партнерство "Deloshop", организованное консалтинговой группой "Магазин готового бизнеса". Это партнерство дает казахстанской компании возможность получить доступ в корпоративную базу данных, использовать специальное программное обеспечение, созданное МГБ, бесплатно публиковать объявления из своего региона о купле-продаже бизнеса на сайте российского партнера и многое другое.

За свое вступление в партнерство казахстанская компания заплатила 3 тыс. долларов. "К этой сумме прибавляются ежемесячные взносы. Суммы носят достаточно символический характер, будучи, с одной стороны, подтверждением серьезности намерений участников программы, с другой - небольшой абонентской платой за использование созданных нами методик. Кроме того, свыше 90% средств, выплачиваемых в качестве абонентской платы, расходуются именно на рекламу партнерства",- сообщил нам Вадим Самсонов. Что если компания захочет выйти из партнерства? "Это может произойти по собственному желанию компании. Кроме того, мы имеем право отказаться от пролонгации договора с региональным партнером в случае, если он не выполняет свои обязательства", - сказал г-н Самсонов.

Кроме "БизнесКонсалт" продажей компаний в Казахстане сегодня занимаются риэлтерские конторы. Для них торговля готовыми компаниями интересна только потому, что эти компании нередко владеют недвижимостью. Однако трудно объективно оценить стоимость бизнеса, если исходить только из оценки недвижимости.

К примеру, предлагается на продажу какая-нибудь успешная компания, занимающаяся реализацией фармакологической продукции, которая имеет необходимое оборудование, обученный штат, долгосрочные контракты на поставку и отсутствие задолженностей. Но при этом помещение снимается в аренду. В этом случае, с точки зрения риэлторов, бизнес почти ничего не стоит. По системе "МГБ" проводится "оценка при существующем использовании", т.е. имеется в виду, что оценивается в первую очередь та будущая прибыль, которую бизнес может продолжать генерировать.

По словам Вадима Самсонова, специалисты "БизнесКонсалта" ведут переговоры более чем с 50 собственниками предприятий, уже выставили на продажу несколько предложений стоимостью от 4 тыс. до 7 млн долларов. "Это очень хорошие показатели для начинающей компании - остается только ждать первых продаж", - считает он. Представители "БизнесКонсалта" от комментариев отказались, но, по имеющейся информации, компания пока еще не завершила ни одной сделки.

В настоящее время отсутствуют какие-либо точные данные об объеме рынка купли-продажи бизнеса. Наиболее привлекателен "Магазин готового бизнеса" для непрофессиональных инвесторов, намеревающихся вложить средства в какой-либо бизнес, но не разбирающихся в его специфике. "МГБ" только начинает работу в Казахстане, поэтому делать выводы и оценки его работы рано, но можно предположить, что рынок станет более цивилизованным.