Повышение, оптимизация и дуализация

Бакытжан Жумагулов: «Главное отличие настоящего этапа модернизации системы образования — акцент на достижении нового качества обучения»
Бакытжан Жумагулов: «Главное отличие настоящего этапа модернизации системы образования — акцент на достижении нового качества обучения»

На правительственном часе в парламенте РК министр образования и науки Бакытжан Жумагулов отчитался о результатах первого года реализации госпрограммы развития образования. Главное отличие настоящего этапа модернизации системы образования — акцент на достижении нового качества обучения. На сегодня завершена работа по институциональному обеспечению госпрограммы. Практически полностью обновлена правовая база. Приняты законы «О науке», «О статусе “Назарбаев Университета”, “Назарбаев Интеллектуальных школ” и “Назарбаев Фонда”». Серьезные изменения и дополнения внесены в закон «Об образовании». Для исправления тяжелого наследия в сфере строительства министерством была создана межведомственная комиссия, куда наряду с его представителями вошли заместители акимов регионов.

Число дошкольных организаций увеличилось более чем на 3,5 тысячи. Если в 2009 году охват дошкольным воспитанием составлял 36,2% (356 тыс. детей), то в 2012-м — 65,4% (587,8 тыс.). К концу 2015 года МОН планирует охватить 74% детей, а к 2020 году — 100%.

Одна из важных задач — повышение имиджа и статуса педагога. Госпрограммой предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе, т.е. повысится в 2—3 раза. Подготовка педагогов в вузах еще далека от нужного качества. Проходной балл для получения госгранта по педагогическим специальностям (теперь он почти равен размеру гранта национальных университетов) — самый низкий, и сюда идут слабые абитуриенты. Сейчас из 89 вузов только 43 разрешено готовить педагогов. Эти меры, по мнению министра, повысят престиж профессии и привлекут талантливую и амбициозную молодежь.

МОН внедряет новую систему повышения квалификации учителей в центрах при «Назарбаев школах». В них переподготовку за пять лет пройдут более 120 тыс. учителей — почти половина учительского корпуса страны.

Еще одно важное новшество — усиление централизованного контроля качества образования со стороны государства. По законодательству РК, предоставление услуг средней школы в Казахстане относится к компетенции местных органов. Менее чем за год в регионах созданы контролирующие структуры. Продолжается подготовка к внедрению 12-летнего обучения, в рамках эксперимента уже задействованы 104 школы.

Из 7,5 тыс. госшкол почти четыре тысячи обучают на государственном языке. Школ с русским языком обучения — 1,5 тыс., смешанных — 2,1. Остальные — на узбекском (58), уйгурском (14) и таджикском (2) языках. На государственном языке обучаются 63,8% всех детей. В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA. Участвовали свыше 5,5 тыс. человек из 184 школ и 17 организаций ТиПО, 57% учащихся с казахским, остальные — с русским языком обучения. Из 65 стран казахстанские школьники по грамотности чтения на 59-м месте, по естествознанию — на 58-м, по математике — на 53-м. По поручению главы государства разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012—2016 годы, создано 6 интеллектуальных школ, до конца 2015 года откроется еще 15.

Через 2—3 года модель подушевого финансирования в школах внедрят повсеместно, что позволит обеспечить более равномерное распределение средств по регионам, стимулирует директоров школ эффективнее расходовать ресурсы.

В сфере профтехобразования министерство приступило к внедрению дуального образования через базовые предприятия ФНБ «Самрук-Казына». Подготовка кадров для форсированной инновационной индустриализации должна осуществляться на базе социального партнерства с работодателями. В советское время все профтехучилища Казахстана располагались при предприятиях и 50—60% учебного времени составляло производственное обучение. В 2011 году количество ТиПО составило 896 единиц, увеличившись за год на 14. В них обучаются 609 тыс. человек.

Сегодня в РК 143 вуза и 629,5 тыс. студентов. В мире на 10 тыс. населения в среднем приходится 232 студента, у нас — 377. Чтобы не получить перенасыщения экономики невостребованными кадрами и повысить их уровень, предпринимается серьезная оптимизация сети вузов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики