Понятийные парадоксы

Понятийные парадоксы

Деление политических партий на пропрезидентские и оппозиционные в Казахстане устоялось, хотя такое деление едва ли можно назвать целесообразным. Дело в том, что понятие "оппозиционные партии" не несет особой смысловой нагрузки. Более содержательной, безусловно, является типология партий по характеру их политических, экономических и социальных установок, что позволяет делить их на либеральные и консервативные, партии левой либо правой ориентации, центристов. Нынешнее деление на "своих" и "чужих" - вопрос политической незрелости общества, что и объясняет незавершенность партийного строительства в Казахстане.

Существование нынешней партийной структуры объясняется особенностями партийного строительства в стране. В период за 1991-1994 годы в Казахстане был представлен весь партийный спектр: левые - в лице коммунистов и социалистов; центр - партия "Народный конгресс Казахстана"; правые - партия "Народное единство Казахстана". Последующий период (1995-2000 годы) характерен доминированием количества партий, образованных органами управления, и ослаблением позиций левых сил и центристов. Именно тогда возникло ядро провластных политических образований, интегрированное в партию "Отан". В 2001-2003 годах тенденция образования провластных партий привела к нынешней партийной структуре страны, а в 2004 году, когда в качестве главной цели этих партий стало завоевание ими большинства на предстоящих парламентских выборах, термин "пропрезидентские партии" получил официальное признание.

По сути дела, идет искусственное создание двухпартийной системы, в которой партии делятся на "пропрезидентские" и "остальные". Сейчас в Казахстане из 9 зарегистрированных партий практически все, за исключением коммунистов, однозначно относятся к структурам, одобряющим курс президента Нурсултана Назарбаева. Вхождение в так называемый пропрезидентский блок только четырех из них - "Отана", "Асара", Гражданской и Аграрной партий вызывает некоторые вопросы. Например, зачем нужна искусственная сегментация партийных сил? Складывается впечатление, что в Казахстане сложилась ситуация, присущая России в 1999 году, когда после победы коммунистов на выборах в Госдуму перед правящим режимом встала задача завоевать парламентское большинство в 2003 году. Но в реальности эта задача решена в Казахстане еще в начале 90-х годов.

Деление же на "своих" и "чужих" представляется весьма опасным из-за высокой вероятности радикализации установок лояльных президенту партий - " Ак жол", "Ауыл", Партии патриотов и "Руханият". Конструктивный потенциал этих партий фактически выталкивается в радикальное оппозиционное поле.

Получается, что вместо серьезной работы над значимыми общественными проблемами, в частности, модернизацией политической системы, в жизнь проводятся ненужные политтехнологические конструкции, позаимствованные, похоже, из предвыборной кампании в Госдуму России. Ярким примером этому может служить раскол Коммунистической партии Казахстана - отделение части коммунистов, объявивших создание Коммунистической партии Республики Казахстан (казахстанский вариант российской "Родины"). В условиях России, где коммунисты весьма популярны, такой ход понятен. Но в Казахстане, где по разным оценкам рейтинг Компартии колеблется в пределах 5-7%, такой шаг не имеет смысла.

Более актуальной сейчас является проблема деления партий по их позициям. В Казахстане сравнительно отчетливо обозначены лишь позиции левого крыла - коммунистов. Вместе с тем правый сектор никем не занят - большинство партий называет себя центристами. Из незрелости общества следует и низкий статус существующих партий. Сегодня место правящей партии занимает ее аналог - партия власти, в состав которой входит руководство центральных и областных исполнительных структур, администрации президента. В подобной конфигурации партии играют, скорее, вспомогательную роль.

В будущем, когда правительство будет формироваться на партийной основе, партиям придется более четко позиционировать себя и приобретать собственную ролевую функцию. Некая попытка позиционирования партий предпринимается сейчас в России. Но делается это формально и сверху. Власти зондируют общество, вбросив идею вступления нового премьер-министра Михаила Фрадкова в "Единую Россию". Если это произойдет, то будет создан прецедент, отчасти аналогичный зарубежной практике. Но насколько функционален будет этот прецедент, сейчас судить мы не беремся. Очевидно, что создаваемая система будет эволюционировать по мере взросления общества. А вот противодействие этому эволюционному развитию наверняка приведет к опасной поляризации общества.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности