Казахстан и ВТО

С 1 по 10 марта 2004 года в Женеве проходило шестое заседание рабочей группы и очередные двусторонние переговоры по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). По словам премьер-министра Даниала Ахметова, Казахстан вступит в ВТО в конце 2005 - начале 2006 года

Казахстан и ВТО

Казахстан начал процесс присоединения к ВТО в январе 1996 года, подав официальное заявление о вступлении. В феврале того же года Казахстану был предоставлен статус наблюдателя. Одновременно с предоставлением республике статуса наблюдателя была создана рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в которую вошли все основные торговые партнеры республики, а это 36 стран, выразивших желание обсуждать с Казахстаном условия его присоединения к ВТО (США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Китай и другие).

Для координации деятельности различных министерств при подготовке официальных документов, проведении переговоров и решении других принципиальных вопросов в республике образована Межведомственная комиссия по вопросам таможенно-тарифной политики и участия в международных экономических организациях.

В июле 1996 года Казахстан подготовил и направил на рассмотрение членов рабочей группы основной документ - Меморандум о внешнеторговом режиме. В ходе вступительного процесса на рассмотрение членов ВТО направлялись также другие обязательные документы (планы законопроектных работ, информация по субсидированию, приватизации, налогообложению, санитарным и фитосанитарным мерам, стандартизации и сертификации, защите прав интеллектуальной собственности и др.).

За этот период проведено пять заседаний рабочей группы, на которых обсуждалось состояние законодательной базы республики и существующий внешнеторговый режим. Также состоялось девять раундов двусторонних переговоров с основными торговыми партнерами по формированию обязательств республики по допуску иностранных товаров и услуг на отечественные рынки.

Что-то приобретем, но что-то и потеряем

Отношение общества к вступлению Казахстана в ВТО неоднозначно. Сторонники перечисляют возможные выгоды от вхождения в эту международную организацию, противники пугают грядущими бедами.

К позитивным факторам вступления в ВТО относятся:

  • расширение доступа казахстанским товарам на рынки стран - членов ВТО. Предоставление Казахстану со стороны стран - членов ВТО таких же прав, которые имеют все остальные торговые партнеры. В частности, к товарам, экспортируемым из республики, не должны применяться количественные ограничения, существующие в настоящее время, а также несправедливые антидемпинговые пошлины и иные меры дискриминационного характера;
  • создание транспарентной и предсказуемой внутренней законодательной среды, соответствующей международным стандартам;
  • содействие в привлечении иностранных инвестиций, новых технологий и ноу-хау в обрабатывающую промышленность;
  • расширение количества и качества предлагаемых для потребителя товаров;
  • стимулирование экономического роста на основе расширения торговли в долгосрочном плане;
  • использование механизма по урегулированию споров ВТО, что особенно актуально для малых стран в их торговых спорах с более крупным партнером;
  • справедливый принцип голосования в ВТО: "одна страна - один голос";
  • участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров по широкому кругу вопросов, в том числе посредством голосования в принятии решений, которые будут определять правила международной торговли на долгосрочную перспективу.

Однако можно с уверенностью утверждать, что позитивный эффект от вступления Казахстана в ВТО будет заметен не сразу, а в перспективе.

К негативным факторам вступления в ВТО относятся:

  • усиление конкуренции и, как следствие, возможное ухудшение положения наиболее чувствительных секторов экономики. Это касается в первую очередь сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, отдельных секторов сферы услуг;
  • более ограниченные возможности по введению новых мер регулирования сферы торговли товарами и услугами, в вопросах государственной поддержки и субсидирования отдельных видов производств;
  • невозможность использования количественных ограничений в торговле, за исключением специальных случаев;
  • превалирование в ходе многосторонних переговоров мнений и позиций более крупных торговых партнеров.

В целом оценку позитивных и негативных факторов можно произвести только в результате анализа всех конкретных условий присоединения. Речь в первую очередь идет о тарифах на импортируемые товары, обязательствах по услугам.

Нам опять интересно

За прошедшие восемь лет темпы переговоров Казахстана были неравномерными, что было связано с изменениями приоритетов во внутренней и внешнеэкономической политике. Так, после 1998 года (переговорный процесс активно начался в январе 1996 года) наметился определенный спад. Однако с июля 2001 года переговоры опять активизировались. Именно за последние два года было проведено 7 из 9 раундов двусторонних переговоров со всеми заинтересованными странами, а также состоялись наиболее плодотворные заседания рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО.

Поворотным моментом стало решение о подготовке обобщающего документа о внешнеторговом режиме республики, так называемое Фактологическое резюме. Оно ляжет в основу будущего доклада рабочей группы, в котором будут зафиксированы условия и обязательства Казахстана в качестве будущего члена ВТО. Принимаемые Казахстаном обязательства должны учитывать специфические особенности экономики республики, а также цели и ожидаемые результаты от членства республики в этой глобальной международной организации.

Начиная с середины 90-х годов в республике последовательно проводилась либерализация внешнеторговой политики. В частности, это позволило увеличить внешнеторговый оборот страны. В 2003 году он достиг 21,2 млрд долларов, что более чем в 2,3 раза выше, чем в 1995 году (график 1). Этот показатель составляет 71,4% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Как видим, степень открытости казахстанской экономики чрезвычайна высока.

К настоящему времени внешнеторговый режим Казахстана является достаточно либеральным. В республике отсутствуют количественные ограничения на импорт, установлены относительно невысокие таможенные тарифы. Система лицензирования экспорта и импорта распространяется только на узкий перечень товаров, в основном двойного назначения. Поэтому основной акцент по дальнейшему реформированию внешнеторговой политики должен быть сделан не столько на меры, применяемые на границе, сколько на мероприятия внутри страны.

Сюда можно отнести вопросы внедрения международных стандартов качества продукции, обеспечение доступа к информации и новым технологиям, соответствующие институциональные реформы, позволяющие получить выгоды от широкого вовлечения в региональные и международные торговые объединения. В связи с этим ключевыми элементами при вступлении в ВТО являются создание эффективной регуляторной среды, разработка мер по поддержке и стимулированию производства высокотехнологичных конкурентоспособных товаров, формирование институтов по поддержке и продвижению казахстанских товаров на мировые рынки.

С новичков спрос выше

Достижение результатов, ожидаемых от членства Казахстана в ВТО, будет во многом зависеть от условий, на которых нас примут в эту организацию, а также от уровня принимаемых республикой обязательств по обеспечению доступа иностранных товаров и услуг на отечественные рынки. Поэтому переговорная стратегия и тактика должны строиться исходя из общей внешнеторговой политики и баланса потерь и выгод от членства в ВТО.

Вся история создания и функционирования ГАТТ/ВТО характеризовалась последовательным снижением уровня протекционизма, постепенной либерализацией внешнеторговых режимов стран. Это касалось поэтапного снижения уровня тарифной защиты, отказ от количественных ограничений, экспортных субсидий и т.д. От новых членов ВТО, как правило, ожидается, что они продолжат либерализацию своей экономики и станут более открытыми. Другими словами, наша страна должна пойти на уступки.

Примечательно то, что с каждым годом требования, предъявляемые ВТО вступающим, становятся все существеннее в силу ужесточения процедуры присоединения к организации. Так, зачастую от вступающих стран требуется согласие с обязательствами, уровень которых превышает обязательства уже состоявшихся членов ВТО. К ним можно отнести обязательства по уровню тарифов, отказ от применения специфических и комбинированных тарифных ставок, тарифных квот, присоединение к секторальным инициативам и добровольным соглашениям, к которым относятся Соглашения по государственным закупкам и гражданской авиатехнике.

Им будет нелегко

Традиционно наиболее сложными являются переговоры в области сельского хозяйства. Сельское хозяйство является одной из наиболее чувствительных к международной конкуренции отраслей экономики и важных с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, охраны окружающей среды и развития сельских регионов. Именно поэтому, как правило, сельское хозяйство наиболее активно поддерживается государствами.

Переговоры по сельскому хозяйству особенно актуальны для Казахстана. Страна имеет сложные природно-климатические условия, устаревшую технику и технологии в агропромышленном комплексе. Национальные производители географически отдалены от мировых рынков сбыта, не имеют прямого выхода к морским путям. Кроме того, в отсталых в экономическом отношении (по сравнению с городом) сельских регионах страны проживает более 44% населения.

В области сельского хозяйства Казахстану все еще предстоят сложные переговоры по уровню субсидирования, тарифов и тарифных квот на продукцию агропромышленного комплекса, а также экспортных субсидий.

Еще одной сферой, положение которой осложнится с присоединением Казахстана к ВТО, станет сфера услуг. За последнее десятилетие доля сектора услуг в ВВП республики увеличилась с 33,6% до 50,2% (график 2). Однако, несмотря на такой значительный рост, в настоящее время многие секторы сферы услуг не обеспечены развитой законодательной базой, учитывающей новые реалии, отсутствуют концепции развития тех или иных видов услуг. При этом предоставление ряда услуг зачастую регулируется нормативно-правовыми актами, принимаемыми на местном уровне.

В то же время механизм регулирования сферы услуг в рамках ВТО отличается исключительной сложностью. Это обусловлено большим разнообразием как самих категорий услуг (специалисты ВТО выделяют около 160 категорий и подкатегорий), так и общих принципов, норм, правил ВТО. Помимо этого, имеются специфические обязательства каждой из стран-членов по обеспечению доступа на свои рынки услуг. Все это усложняет задачу по разработке соответствующей переговорной стратегии, охватывающей как вопросы доступа на отечественный рынок услуг, так и обеспечения национального режима.

Негативные последствия присоединения к ВТО возможны и для легкой и пищевой промышленности. Впрочем, не исключено, что ущерб не будет значительным в силу уже существующего достаточно либерального внешнеторгового режима, к которому эти отрасли приспособились.

Координация процесса вступления

Одним из важных элементов переговоров по вступлению Казахстана в ВТО является координация действий с нашими партнерами по различным региональным интеграционным инициативам.

Как известно, членство в ВТО, будучи более глобальным по масштабу, допускает участие стран-членов в региональных торговых объединениях. Однако необходимым условием при этом является неухудшение в целом внешнеторгового режима страны, создающей региональное торговое объединение, в отношении третьих стран. Такая постановка вопроса требует координации действий Казахстана со странами-членами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), в первую очередь с Россией и Украиной. Эти страны тоже ведут переговоры с ВТО и продвинулись в этом дальше Казахстана.

Необходимость координировать действия в определенной степени ограничивает свободу Казахстана при разработке и реализации переговорной стратегии с ВТО, даже применительно к тем производствам, которые отсутствуют в республике или развитие которых не представляется эффективным в будущем. Но делать это необходимо, чтобы минимизировать потери, которыми чревата нескоординированность поступков.

Особо важное значение имеет координация процессов вступления со странами-партнерами по ЕЭП, предусматривающая интеграцию не только рынков товаров, но и капиталов, услуг и рабочей силы. Более глубокий характер интеграции в рамках ЕЭП предусматривает, помимо координации переговоров по доступу на рынки товаров, координацию переговоров по доступу на рынки услуг, гармонизацию законодательства, регулирующего сферу услуг, в том числе вопросы перемещения рабочей силы.

Переговорной команде Казахстана предстоит доказать, что экономическая система республики и внешнеторговый режим в целом соответствуют правилам и принципам ВТО. При этом отдельные элементы внешнеторговой политики могут быть приведены в соответствие с соглашениями ВТО на поэтапной основе. К последним, в частности, относятся вопросы субсидирования экспорта промышленной продукции, условия обязательного использования оборудования, материалов и готовой продукции, произведенных в стране, санитарных и фитосанитарных мер, применяемых в республике.

Вступление в ВТО - это только первый шаг по пути постоянного участия Казахстана в процессе глобализации. В этом смысле право использовать в арсенале внешнеторговой политики Казахстана все легальные инструменты ВТО даст нам определенную свободу при ее реализации в долгосрочной перспективе. Мы получим большее пространство для маневра при формировании коммерчески значимых предложений в будущих многосторонних переговорах в рамках ВТО.