Углеводородные дискуссии

Освоение новых месторождений углеводородного сырья в Казахстане сопровождается спорами между инвесторами и правительством, которые то затухают, то разгораются с новой силой. Речь идет о Тенгизе, Карачаганаке, Кашагане, Курмангазы, а также о проектах строительства экспортных нефтепроводов. По отдельным проектам баланс интересов найден, по другим - поиск продолжается

Углеводородные дискуссии

Казахстан все активнее вступает в борьбу за энергетические рынки. Это обусловлено ростом добычи и экспорта нефти, который продолжает оставаться основным источником доходов страны. Так, объем добычи нефти за период 1995-2003 годов возрос в 2,5 раза, а экспорт - без малого в 4 раза (график 1). В 2003 году в страны СНГ поставлено всего порядка 16% от общего объема экспорта уг249леводородного сырья. Остальная нефть "утекает" в страны дальнего зарубежья, главным образом в оффшорные зоны (Бермудские острова). В общем объеме экспорта прошлого года, составляющем 12,9 млрд долларов, поставки нефти и газового конденсата равняются 54,4%.

Большие перспективы развития нефтедобывающей отрасли Казахстана связаны с каспийской нефтью. В этой связи небольшой экскурс.

В 2002 году было официально объявлено о запасах нефти на Кашаганском месторождении Северного Каспия. В соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП), подписанном в 1997 году, добыча первой нефти на этом месторождении должна была состояться в 2005 году. Международный консорциум Agip KCO намерен был инвестировать в проект более 7 млрд долларов - на разведку и развитие береговой инфраструктуры, строительство промышленных объектов.

В отличие от первоначальных планов консорциум намерен увеличить объем инвестиций в кашаганский проект с 7 млрд до 10 млрд долларов. Новый план разработки месторождения, предлагаемый Agip KCO, предполагает более чем четырехкратное увеличение добычи нефти со 100 тыс. до 450 тыс. баррелей в сутки, а в перспективе - 1,2 млн в сутки (в таком случае по объемам добычи это будет второе место после месторождения Гавар в Саудовской Аравии). Но в таком случае реализация проекта задержится.

В этой связи одним из заметных событий нефтегазовой сферы в нынешнем году, имеющей большое значение для всей экономики, является подписание дополнительного соглашения к СРП между правительством республики и международным консорциумом Agip KCO. Оно касается переноса срока добычи ранней нефти на Кашаганском месторождении и выплаты Казахстану компенсации.

Как ни странно, оказывается, в СРП по Северо-Каспийскому нефтяному проекту конкретные сроки добычи не были зафиксированы. По сути, ориентировочные сроки добычи нефти - 2005 год - на месторождении Кашаган в устной форме были определены президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Теперь же документально определен срок начала первой коммерческой нефти на Кашаганском месторождении - 2007-2008 годы.

Решена также проблема компенсационных выплат за задержку начала освоения месторождения. Как утверждает министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник, была достигнута договоренность "о приемлемой сумме компенсации". Но величина последней держится в секрете. Механизм выплаты очень прост. По словам В. Школьника, это будет прямая выплата в виде компенсации. При этом выплата будет осуществляться до момента начала первой коммерческой добычи кашаганской нефти.

Наряду с этим утвержден новый план и бюджет освоения месторождения. Предполагается, что к 2010 году добыча сырой нефти на Кашагане составит 21 млн тонн, через три года увеличится в два раза. Максимальный уровень добычи в 56 млн тонн планируется к 2016 году. По оценкам совокупный объем инвестиций в полномасштабное освоение Кашагана составит порядка 29 млрд долларов.

Цифры впечатляют. Но интересно другое. В кашаганском проекте нашей стране ничего не принадлежит, поскольку она не является участником международного консорциума. При прогнозируемых объемах добычи нефти к моменту завершения контракта запасы сырья на месторождении практически иссякнут.

Когда в товарищах согласья нет

Потенциально четвертым по величине нефтяным проектом в Казахстане (после Тенгиза, Карачаганака и Кашагана) является проект по освоению морской структуры Курмангазы. Суммарные запасы нефти на этом месторождении оцениваются в 240 млн тонн. На первом этапе планируется добывать 100 тыс. тонн нефти в год, а через 6-7 лет - увеличить объем добычи нефти до 10 млн тонн в год. Проект рассчитан на 30 лет, срок окупаемости - 7-10 лет. Предварительно, на этапе поисково-разведочных работ, планируется инвестировать 100-120 млн долларов. Общая же стоимость проекта освоения участка составит порядка 1,5 млрд долларов.

Как известно, в соответствии с двусторонним Соглашением о совместной разработке трех нефтегазовых структур, расположенных в трансграничной зоне Каспийского шельфа, месторождение Курмангазы будет разрабатываться Казахстаном и Россией на паритетной основе. (Месторождение Курмангазы находится под юрисдикцией Казахстана, а Хвалынское и Центральное принадлежат российской стороне). В данном проекте нашей стране принадлежит 50% и право операторства. Соседям в лице российской нефтяной компании "Роснефть" принадлежит 25%, а остальные 25% могут быть приобретены какой-либо третьей нефтяной компанией (вероятнее всего, российской). Таким образом, принадлежность месторождения Курмангазы урегулирована и не вызывает сомнений. Однако сейчас возникли проблемы финансового характера.

До последнего времени предполагалось, что разработка месторождения Курмангазы будет начата достаточно быстро. В частности, бурение первой разведочной скважины планировалось еще в июне 2003 года. Но этого не произошло. До сих пор не определены какие-то конкретные сроки первого оценочного этапа освоения этой морской структуры.

По утверждению премьер-министра РК Данияла Ахметова, основной темой дискуссий с российской нефтяной компанией является увеличение доли прибыли казахстанской стороны. "С "Роснефтью" мы ведем переговоры. Я надеюсь, что в первом полугодии основные аспекты соглашения о разделе продукции будут оговорены, поскольку этот процесс идет с прошлого года. Мы отстаиваем свои позиции, хотим разумного компромисса", - заявил Д. Ахметов.

Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков утверждает, что сложность переговоров по Курмангазы обусловлена также изменениями в законодательстве Казахстана в сфере недропользования. Речь идет об изменениях СРП (читайте в этом номере).

На фоне этих дискуссий правительство республики ведет переговоры с французской нефтяной компанией Total о продаже половины казахстанской доли в проекте освоения Курмангазы. По заявлению Д. Ахметова, речь идет не о простой продаже, а о партнерстве.

Характерно, что некоторые иностранные инвесторы склонны считать, что изменения законодательства в сфере недропользования приведут к ухудшению инвестиционного климата в стране. Однако нам думается, что такие утверждения лишены каких-либо оснований. Тем не менее от того, как закончатся переговоры по морской структуре Курмангазы, в определенной степени будет зависеть реализация государственной программы освоения казахстанского шельфа Каспия. Добавим, что в соответствии с этой программой добычу нефти к 2015 году намечается стабилизировать на уровне 100 млн тонн.

Договоренность достигнута

Казахстан все активнее предпринимает меры по диверсификации экспортных маршрутов. В частности, многолетние споры об участии Казахстана в поставках углеводородного сырья в западном направлении близки к завершению.

Действительно, казахстанское руководство обещает поставлять 20 млн тонн нефти для транспортировки по маршруту Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). При этом оно уверено, что без казахстанской нефти БТД не будет. Вопросы участия казахстанской стороны в данном проекте подтверждены во время недавнего визита в Казахстан президента Азербайджана Ильхама Алиева. Ожидается, что межправительственное азербайджано-казахстанское соглашение о транспортировке нефти по трубопроводу БТД будет подписано в начале апреля, во время визита Д. Ахметова в Баку.

В настоящее время БТД еще не вступил в эксплуатацию. Кроме того, Казахстан пока не имеет необходимых для транспортировки объемов углеводородного сырья. Но стороны заняты проработкой всех юридических документов, для того чтобы решить ряд спорных вопросов. В частности, казахстанская сторона не хочет ратифицировать соглашение в парламенте страны, тогда как инвесторы БТД настаивают на этом, чтобы избежать в будущем каких-либо изменений, особенно в случае внесения поправок в ныне действующее законодательство. Необходимо также подготовить договор о транзите казахстанской нефти через Азербайджан, а также создать компанию-оператор на участке Актау - Баку. Прорабатывается также вопрос об установлении тарифа для нашей страны на транспортировку нефти по этому маршруту на уровне акционеров данного проекта - 3,5 доллара за баррель.

Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, в Турции - 1076 км. Пропускная способность строящегося нефтепровода - 50 млн тонн нефти в год. Предполагается, что строительство завершится в четвертом квартале 2004 года. Экспорт азербайджанской нефти из порта Джейхан намечен на начало 2005 года. Стоимость проекта составляет 3,6 млрд долларов, из которых 2,95 млрд долларов - затраты на строительство.

Участниками проекта по строительству и эксплуатации трубопровода БТД являются BP (30,1% долевого участия), Государственная нефтяная компания Азербайджана (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Eni (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), TotalFinaElf (5%) и Amerada Hess (2,36%).

Марш на Восток

Китай стал вторым государством после США (чуть более 25% общемирового потребления) в мире по уровню потребления нефти (7%). Начиная с 1985 года потребление нефти в Поднебесной возросло в 2,8 раза (график 2). Существенный рост этого показателя по сравнению с динамикой его изменения в мире и АТР очевиден. По оценкам International Energy Agency (IEA), в настоящее время КНР импортирует около 2 млн баррелей нефти в день. В то же время объем собственной добычи нефти в Китае составляет порядка 2,4 млн баррелей в день. За период 1985-2002 годов рост добычи нефти составил 159,3% (график 3). Заметим, что разница в динамике роста добычи нефти в АТР и Китае незначительна.

Быстро растущая экономика КНР ежегодно увеличивает свои потребности в углеводородном сырье, нехватка которого в последние годы ощущается весьма заметно. По прогнозам IEA, к концу первого десятилетия XXI века импорт углеводородного сырья в Китай удвоится, а к 2030 году уровень ежедневного потребления нефти достигнет порядка 10 млн баррелей. Эксперты полагают, что при таких темпах потребления нефтяных ресурсов в стране может разразиться энергетический кризис.

На этом фоне казахстанско-китайские двусторонние отношения в нефтяной сфере заметно активизировались. Особое значение в этих отношениях имеет строительство нефтепровода в восточном направлении: "Западный Казахстан - Китай". Добавим, что КНР стремится значительно ослабить зависимость от ближневосточной нефти, обращая свои взоры на север и запад - Россию и Казахстан. При этом китайцы, как все дальновидные стратеги, стремятся сохранить свои собственные нефтяные залежи и не разрабатывают их.

Напомним, что о восточном направлении впервые заговорили в 1997 году. Реализация этого проекта до последнего времени подвергалась специалистами сомнению - Казахстан не мог гарантировать объемы поставок нефти по этому маршруту в размере не менее 20 млн тонн в год. Однако в настоящее время реализация данного проекта приобретает вполне реальные черты. Так, в 2003 году введен в эксплуатацию нефтепровод "Кенкияк - Атырау" (протяженность 448,8 км, проектная пропускная способность до 12 млн тонн), представляющий собой часть будущего нефтепровода "Западный Казахстан - Китай".

Строительство участка "Атасу - Алашанькоу - Душаньцзы" планируется уже в нынешнем году. Как отмечается в пресс-релизе правительства, "учитывая необходимость скорейшей диверсификации экспорта казахстанской нефти и возможной интеграции нефтепроводных систем Казахстана, России и Китая", министерствам и национальной компании "КазМунайГаз" поставлена задача "в сжатые сроки подготовить документы и провести необходимые процедуры" с тем, чтобы приступить к реализации строительства нефтепровода уже в текущем году.

Первоначально планировалось, что конечной точкой нефтепровода будет станция Алашанькоу (на казахстанско-китайской границе). Позже "КазМунайГаз" и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC приняли решение, что в проект будет включен и участок "Алашанькоу - Душаньцзы", проходящий по территории Китая. В Душаньцзы (примерно в 300-400 км от казахстанско-китайской границы) находится нефтеперерабатывающий завод мощностью переработки 6 млн тонн нефти в год.

По словам президента "КазМунайГаз" Узакбая Карабалина, предположительно в мае этого года состоится подписание соглашения о строительстве нефтепровода. А в июле-августе 2004 года начнется строительство линейной части, которое будет завершено в начале 2006 года. Общая протяженность нефтепровода "Западный Казахстан - Китай" проектной мощностью 20 млн тонн в год составит порядка 3 тыс. км. Стоимость его строительства - около 3 млрд долларов. Предполагается, что в последующем мощность будет увеличена до 50 млн тонн в год.

Однако не только казахстанские нефтяники хотят поставлять углеводородное сырье в Поднебесную. Этого же хотят их российские коллеги. По данным китайских источников, Россия начиная с 2004 года в течение трех лет планирует ежегодно поставлять в КНР от 4,5 до 5,5 млн тонн нефти. Утверждается, что после 2006 года ежегодные поставки нефти в эту страну будут доведены до 15 млн тонн.