Формирование рынка

Марат Абдилдабеков
Марат Абдилдабеков

Доходы телекоммуникационных компаний от фиксированной связи перестали расти и постепенно уступают свою долю в общей выручке новым направлениям бизнеса. Пришло время искать новые драйверы роста в отрасли. Одним из таких драйверов для крупнейшего оператора — АО «Казахтелеком» — будет развитие мобильной связи четвертого поколения LTE. Оно планирует запустить новую технологию уже к концу года, что позволит ему опередить конкурентов. Мобильная связь сегодня — один из главных источников прибыли на рынке телекоммуникаций. По итогам прошлого года наибольшие доли в общем объеме доходов предприятий связи заняли доходы от услуг мобильной связи (54,2%), интернета (15,1%), прочих услуг связи (11,1%), междугородной телефонной связи (8,1%) и местной телефонной связи (7,1%). Судя по всему, уже в следующем году этот список пополнится новыми для Казахстана услугами, которые, как ожидается, в обозримом будущем станут достаточно востребованы. О некоторых новых направлениях развития нашему журналу рассказывает главный директор по ИТ АО «Казахтелеком» Марат Абдилдабеков­.

Новый подход

— Какие основные тенденции сейчас можно отметить на телекоммуникационном рынке?

— На мировом рынке сейчас идет процесс трансформации телекоммуникационных операторов в сервисные компании, которые становятся более «инфокомориентированными». ИТ-составляющая в этом бизнесе начинает играть определяющую роль. Мы тоже движемся в этом направлении. Если говорить о технической составляющей этого процесса, то традиционное телекоммуникационное оборудование сейчас уступает место новым техническим решениям, которые базируются на IТ-платформах. Скажем, если раньше это были коммутационные станции, которые занимали по нескольку этажей зданий, теперь это софтсвитчи, которые выполняют те же функции, но по сути являются серверами, где на программно-аппаратном уровне происходит предоставление всех сервисов.

Интернет-сервисы, услуги передачи данных, объем сервисов с добавленной стоимостью постепенно растет. Соответственно, растет и доля доходов от этих услуг. В то же время доля доходов от традиционных телекомуслуг падает — и это нормальный процесс. АО «Казахтелеком» сейчас делает ставку на развитие новых направлений бизнеса, связанных с мобильным сегментом, интернет-сервисами, услугами ИТ — аутсорсинга, которые могут компенсировать нам эти потери.

— Как развитие ИКТ вписывается в стратегию развития Казахтелекома?

— Среди пяти стратегических направлений АО «Казахтелеком» есть два, которыми компания раньше вообще не занималась — это как раз бизнес в области ИКТ. Первое из пяти направлений — это удержание клиентской базы и минимизация потерь по фиксированной телефонии (голосовые услуги). Второе — развитие транзита трафика через Казахстан по маршруту Западная Европа — Западный Китай. Третье — развитие мобильного сегмента через внедрения LTE. Сейчас совершенно очевидно, что ключевым источником доходов на рынке становится мобильная связь. И два новых направления — это контент и приложения, системная интеграция. Сейчас этим направлениям в компании уделяется большое внимание.

— Развитие таких направлений, очевидно, требует какой-то инфраструктурной перестройки. Как, в частности, продвигается работа по строительству дата-центров?

— АО «Казахтелеком» уже построило 14 дата-центров и обслуживает более 10 тысяч клиентов. В наших планах на этот год запуск еще одного дата-центра в Акколе на 600 кв м для наших клиентов в Астане. Также будет запущен инновационный дата-центр класса Tier 3 в Павлодаре. Сегодня АО «Казахтелеком» становится ключевым игроком на рынке Казахстана и СНГ в части предоставления сервисов дата-центров, в том числе в области облачных вычислений. На базе этой инфраструктуры будет развиваться направление «контент и приложения».

Системная интеграция будет ориентирована на корпоративных клиентов. Корпоративные клиенты помимо традиционных услуг, таких как телефония, передача данных, аренда каналов, сегодня хотят получать различные ИТ-услуги. В частности их интересует бек-копирование, архивирование, информационная безопасность и т.п. Сегодня мы также позиционируем себя как компанию, которая может оказывать услуги ИТ-аутсорсинга. Аутсорсинг предоставляется также на базе наших дата-центров.

— Именно дата-центры станут центром оказания новых услуг?

— У операторов все постепенно мигрирует в дата-центры — от элементов инфраструктуры до платформ для новых сервисов и услуг. Сегодня дата-центры становятся ключевым элементом предоставления всех сервисов.

За 2011 год мы были признаны «Лучшим региональным партнером по продвижению услуг дата-центров с использованием решений от компании Parallels в странах Восточной Европы и Азии». Мы обошли Россию и Восточную Европу. Теперь к нам обращаются операторы из других стран, спрашивают, как это работает, с какими мы сталкиваемся проблемами и т.д.

— Кто является целевой аудиторией услуг дата-центров?

— Среди клиентов дата-центров будут все компании, от самых маленьких, которые просто держат страницу в интернете, до крупнейших, которые предъявляют максимально высокие требования к качеству сервисов. Кроме того, после запуска дата-центра в Павлодаре мы ожидаем интерес со стороны российского бизнеса.

Средства доставки

— Об облачных сервисах, аутсорсинге много говорят, но насколько в действительности в Казахстане есть спрос на такие услуги?

— Мы сейчас формируем спрос. В Европе эти сервисы уже работают. Они востребованы. Рынок есть. Например, компания «T-Systems», входящая в холдинг Deutsche Telekom, большую часть доходов получает за счет ИТ-аутсорсинга. Крупные компании Германии не держат у себя ИТ-инфраструктуру, а передают ее на аутсорсинг. У нас пока это не так сильно развито, но все движется в этом направлении. По мере того как доверие будет расти, произойдет формирование рынка. В России эксперты прогнозируют скачок через 2–3 года — мы, думаю, развиваемся примерно такими же темпами. Я считаю, ИТ-аутсорсинг и облачные вычисления в ближайшие несколько лет получат серьезный импульс развития. И мы сейчас делаем фундаментальные шаги в плане построения инфраструктуры, не только чтобы сформировать рынок, но и для того чтобы подготовиться к тому, что эти сервисы будут локомотивами роста доходов и обеспечения лояльности клиентов.

— Дата-центры — это основной инфраструктурный проект в области развития ИКТ-сервисов?

— Также очень важными проектами являются развитие FTTH и LTE. Необходимо еще создать транспортную среду.

 Сегодня в основном мы предоставляем передачу данных для физических и юридических лиц посредством медного кабеля — по технологии ADSL. Но это уже вчерашний день, потому что скорость здесь ограничена, также как качество. Иногда мы не можем предоставить качественную услугу из-за физических ограничений передачи данных по медному кабелю.

Мы сейчас делаем существенную перестройку сети и строим оптические сети — это проект FTTH. На магистралях давно уже есть оптика, теперь мы протягиваем ВОЛС до каждого клиента. До 2014 года во всех крупных городах будет внедрено решение GPON. Мы также стимулируем сейчас переход клиентов от ADSL к FTTH — это не быстрый процесс, который займет некоторое время.

Изменив инфраструктуру, мы снимем ограничения и сможем предоставлять различные ИКТ-сервисы, доступ к контенту и приложениям в облаках. Вопрос останется только в создании среды для стимулирования процессов создания казахстанского контента.

— Что делается в этом направлении?

— В этом вопросе у нас есть разные подходы. Во-первых, возможности развития контента внутри компании. Для этого была создана компания «KT Cloud Lab», которая зарегистрирована в Парке информационных технологий. Эта компания работает над новыми услугами и сервисами. Во-вторых, АО «Казахтелеком» работает над созданием площадки для стимулирования развития казахстанского контента малым и средним бизнесом и физическими лицами. Это проекты SDP и CDP.

Мы подписали соглашение с компанией «Microsoft» по предоставлению продуктов компании из облака. Уже есть Microsoft SharePoint и Microsoft Exchange. Самое ожидаемое приложение — это решение Microsoft Link, которое покажет АО «Казахтелеком» именно как ИКТ-оператора. Появится возможность проведения конференций, осуществления документооборота и оказания прочих услуг, предоставляемых из облака. Компания «Microsoft» сейчас проводит большую работу, чтобы эти приложения работали и на планшетах, и буквально недавно презентовало его. Мы также начали предоставлять услугу Cloud Dynamic Server, которая позволит клиентам при аренде серверов платить только за фактический объем потраченных ресурсов. Для мирового рынка это также достаточно инновационное решение и мы будем в числе первых, кто на рынке будет предлагать данные решения, используя современные технологии.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности