Качество — прежде всего

Личные отношения между аудитором и клиентом хороши до тех пор, пока они не приходят в противоречие с профессионализмом, считает исполнительный директор «Бейкер Тилли Елтал Казахстан» Альберто Симончини

Альберто Симончини
Альберто Симончини

На казахстанском рынке аудиторских услуг доминируют международные сети.

Казахстанские компании в большинстве своем слишком малы и не имеют достаточно компетенций. Возможно, этим объясняется их стремление присоединиться к мировым аудиторским организациям, что открывает перед ними более широкие перспективы и дает конкурентные преимущества на местном рынке за счет использования более передовых методологий и технологий.

Об особенностях казахстанского аудита мы беседуем с господином Альберто Симончини.

Б4 и другие

— Господин Симончини, вы пришли в «Бейкер Тилли» из компании «большой четверки». Каковы мотивы данного решения: не каждый поменяет теплое местечко пусть на хорошую, но менее известную компанию?

— Прежде всего стоит отметить, что «Бейкер Тилли Елтал Казахстан» является исконно казахстанской компанией и при этом входит в международную сеть Baker Tilly International, которая занимает восьмое место в мире по оказанию консультационных и бухгалтерских услуг, то есть это довольно крупная и известная в профессиональной среде сеть. Штаб-квартира Baker Tilly International находится в Лондоне, а фирм-партнеров 149 в 125 странах, с совокупной выручкой более 3 млрд долларов.

— Что значит «входит в сеть»?

— После краха компании «Артур Андерсен» в аудите пришли к сетевой модели взаимодействия, то есть участники сети взаимодействуют методологически, не вмешиваясь в операционное управление, — каждый участник независим. Сделано это для того, чтобы разделить риски: в случае краха одного участника он не потянет всех на дно, как это было с «Артур Андерсен».

— И все же восьмое место — это не четвертое!

— Конечно, мы это понимаем, и я с благодарностью вспоминаю свой опыт работы в компаниях «большой четверки» и в Европе, и здесь, в Казахстане. В мире их бренд несколько более узнаваем, это и подвигло меня перейти в «Бейкер Тилли Елтал Казахстан»: я воспринимаю это как личный вызов и возможность расти дальше. Впрочем, рейтинг для нас имеет значение, это касается и Baker Tilly International, и «Бейкер Тилли Елтал Казахстан». Компании «большой четверки» имеют более богатую и длинную историю, наша же компания относительно молодая, но мы стремимся быть первыми — и будем. Год основания Baker Tilly International — 1987-й, компании «большой четверки» открыли офисы в Казахстане уже в начале 90-х, что касается «Бейкер Тилли Елтал Казахстан», то мы присоединились к сети всего несколько лет назад и тем не менее показываем неплохие результаты.

Взгляните на рынок аудита Казахстана: здесь мы одни из лидеров, потому что имеем такую же высокую международную квалификацию; а их бизнес, в свою очередь, масштабируется на реалии Казахстана. Казахстан динамично развивается, но есть своя специфика: какая бы ни была компания, для двухсот человек здесь просто не найдется работы. Получается, что здесь, в Казахстане, мы играем на одном зеленом поле с «большой четверкой» — и с точки зрения клиентов, и с точки зрения технологий.

— Что вы понимаете под технологиями?

— Технологии — это методология и высокие стандарты. В нашей компании трудятся 50 человек, из них 12 имеют квалификационное свидетельство аудитора, я не говорю уже о сертификатах Ассоциации дипломированных бухгалтеров (ACCA) и Международной программы профессиональных бухгалтеров (CAP); примерно такие же показатели у всех лидеров рынка.

— Возможно, конкуренция проявляется в том, что их клиенты чуть круче, так сказать?

— Ну, я бы так не сказал (смеется). Посмотрите на список наших клиентов: вы найдете и крупные национальные компании, и международные корпорации, в том числе работающие в сфере недропользования. Безусловно, это конкурентное преимущество, но второй пункт однозначно за нами. А дело вот в чем: ни для кого не секрет, что рынок Казахстана по некоторым позициям перегрет, особенно это актуально для фонда оплаты труда. И это справедливо по отношению к рынку и аудита, и консалтинга. Я бы сказал, что казахстанские специалисты получают гораздо больше в сравнении с их американскими или европейскими коллегами с тем же уровнем квалификации. В худшем же случае — их квалификация не всегда заслуживает такой оплаты. Это очень нездоровая ситуация, поверьте мне! Сравните цены по всему миру, и вы увидите: цены взвинчены, и на услуги «большой четверки» в том числе. Что в итоге? С раскрученным брендом вы получаете перекрученные расценки на услуги. И клиенты не хотят переплачивать, они хотят получить максимум сервиса, высокую квалификацию и справедливые цены.

— Можно ли сказать, что вы занимаете нишу между Б4 и казахстанскими компаниями, не входящими в международные сети?

— Не совсем так… Это вопрос не только позиционирования и ценообразования, это — отношение к бизнесу. Если речь идет о крупном проекте с жестким дедлайном, и это требует значительных усилий, цена может быть на уровне Б4. Мы используем другую систему оценки. Самый важный аспект — то, что мы действительно внимательно смотрим на нужды наших клиентов. Что это значит? Прежде всего нужно понимать, в каких услугах нуждается клиент, а не предлагать ему полный перечень возможных услуг, ведь довольно часто они просто не нужны в данной ситуации, а ненужные услуги порождают дополнительные траты. Долгое время рынок был перегрет деньгами, и в сфере аудита сложилась такая же ситуация: люди хотели и хотят прийти к клиенту и получить от него максимум денег. В таких случаях, к сожалению, и речи не может быть об установлении партнерских отношений с клиентом.

Не все можно монетизировать и не все нужно монетизировать; порой клиенты звонят нам с различными вопросами, уже как друзьям, и просят дать короткую, но емкую консультацию. И всегда выясняется, что они считают наши цены справедливыми, и им приятно оплатить нашу работу. Другой важный момент: под каждую задачу нужно найти правильного человека, с нужной специализацией. Мы не практикуем метода, когда на проект выделяется 10—15 молодых людей только что после университета, для того чтобы сгенерировать большое количество человеко-часов. Аудит — это в первую очередь высокая квалификация партнера, и наша компания продает прежде всего их услуги, а не услуги двадцати умных, но юных и неопытных. Также некоторые компании порой включают в оплату и услуги партнера, хотя по факту клиенты и в глаза его не видели; возможно, что и партнер толком не читал отчет, просто проверил его на наличие грубых ошибок — так сказать, причесал и подписал. Иногда такие ситуации заканчиваются скандалами. У нас же вы не только увидите партнера, но сможете пощупать его (смеется).

Местные особенности

— Вы работаете в Казахстане уже долгое время. Наверняка уже уловили особенности: например, важность личных связей. Как вы к этому относитесь?

— Я считаю, это нормально, мы ведь люди. Более того: эта практика распространена повсеместно, взгляните на мир. Я родом из Италии, где так же традиционно силен межличностный аспект. Или возьмем Англию: если вы сходите с клиентом поиграть в гольф, по этому поводу никто скандалить не будет, потому что это часть бизнеса. Строя отношения или уже имея их, мы становимся понятными людям, и они начинают нам доверять. Единственное «но» в Казахстане: личное иногда доминирует над профессиональным подходом. Поэтому личные отношения — это замечательно до тех пор, пока они не касаются вопросов качества и профессионализма. Вы можете рекламировать свою компанию, себя, использовать личные отношения, но вы обязаны быть профессионалом высочайшего класса.

— Ваша компания работает в сфере профессиональных услуг, это и аудит, и консалтинг, и налоговая оптимизация. Каково процентное соотношение всех этих услуг в вашей компании?

— Да, спектр наших услуг довольно широкий; тем не менее мы традиционно в большей степени аудиторская компания. На долю аудита приходится примерно 60 процентов, 30 процентов — консалтинг и около 10 — налоги.

— Какой основной тренд вы видите в сфере профессиональных услуг?

— Я думаю, что здесь мы не оригинальны: весь мир движется в сторону автоматизации. Мы являемся единственной из казахстанских компаний, которая использует профессиональное программное обеспечение для автоматизации аудиторских процедур, которые, в свою очередь, сертифицированы в соответствии с международными стандартами аудита (МСА).

— Как в целом вы оцениваете уровень развития рынка аудиторских услуг?

— Я оцениваю его достаточно высоко как в количественном, так и в качественном выражении. Казахстан — развивающаяся страна, и услуги вроде аудита и консалтинга появились здесь относительно недавно; соответственно, есть свои культурные особенности. На рынке существуют две главные категории клиентов: первая — те, кто оценивает аудит как инструмент для контроля, снижения рисков, повышения прозрачности и так далее; вторая — это те, кто понимает аудит узко как формальную подпись под финансовым отчетом. К счастью, вторая категория постепенно исчезает, в этом помог мировой финансовый кризис.

— Чем же помог кризис?

— Многие компании столкнулись с проблемой финансирования, а для того чтобы выйти на рынок заимствований — неважно, внутренних или внешних — нужен аудит.

Вот и получается, что рынок заимствованного капитала помогает в развитии. Чтобы получить кредит в банке, нужен аудит: хорошая финансовая отчетность повышает шансы на получение кредита либо значительное его удешевление.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее